?

Log in

No account? Create an account

m_a_d_m_a_x

Проект "Українські Архітектурні Пам'ятки. Спадщина"

*УкраинскиеАрхитектурныеДостопримечательности.Наследие * UkrainianArchitecturalAttractions.Heritage*


Previous Entry Share Next Entry
m_a_d_m_a_x

Спадщина. Сміла. Римо-католицька церква Успіння Пресвятої Діви Марії/Наследие. Смела. Церковь.

Підтримайте проект своїми лайками, поширенням та благодійною грошовою підтримкою. Дякуємо всім Вам за те що Ви з нами!
—————
Поддержите проект своими лайками, распространением и благотворительной денежной поддержкой. Благодарим всех Вас за то, что Вы с нами!

нагадую, там де це можливо, по кліку дивимось великі картинки .../
напоминаю, там где это возможно, по клику смотрим большие картинки...




У документах Великого князівства Литовського зазначено, що на місці хутора 1542 року з'явилось поселення Яцькове-Тясмино. Назва Сміла вживається з першої половини XVII століття. У 1648-1667 була Сміла сотенним містечком Чигиринського полку. З 1923 року Сміла є районним центром, а з 1926 року - містом.
—————
В документах Великого княжества Литовского указано, что на месте хутора в 1542 году появилось поселение Яцково-Тясмино. Название Смела употребляется с первой половины XVII века. В 1648-1667 годах Смела была сотенным городком Чигиринского полка. С 1923 года Смела является районным центром, а с 1926 года - городом.





В 1658-59 роках Смілою володів полковник Данило Виговський, пізніше місто відійшло до О.Конецьпольського та Любомирських.  В 1742 році князі Любомирські зводять у Смілі дерев'яний замок, оточений валом. В 1793 році, після ІІ поділу Польщі Смілу перепродують Потьомкіну, наступним власником буде його племінник, граф Олександр Самойлов.
—————
В 1658-59 годах Смелой владел полковник Даниил Выговский, позже город отошел к О.Конецьпольського и Любомирских. В 1742 году князья Любомирские возводят в Смеле деревянный замок, окруженный валом. В 1793 году, после Второй раздела Польши Смелу перепродают Потемкину, следующим владельцем будет его племянник, граф Александр Самойлов.







З других джерел маємо таку інформацію:
...Цікаво, що історія будівництва римо-католицьких храмів хоча і була започаткована ще Любомирськими, але вони спромоглися лише на невеличку дерев’яну каплицю св.Варвари. 1783 року Любомирський подарував ділянку землі ченцям ордену капуцинів. Але монастир розвивався лише за кошти від служб та пожертв прихожан. Любомирський хоч і зобов’язався будувати монастир власним коштом, особливо не переймався тим. З продажем Сміли Потьомкіну капуцини забралися геть. Збудована ними дерев’яна церква стає парафіяльною. Але світлійший князь, будучи православним, перший перейнявся будівництвом нової церкви, заповідавши щорічну виплату смілянською економією на користь церкви 100 срібних рублів. Щоправда цей заповіт був суто формальним «на словах», що згодом призвело до судової тяжби між ксьондзами та одним із спадкоємців князя – паном Енгельгардтом. Енгельгардт суд виграв, щоправда інші спадкоємці, зокрема Самойлов, волю князя виконували справно...
-----------
Из других источников имеем следующую информацию:
...Интересно, что история строительства римо-католических храмов хотя и была основана еще Любомирскими, но они сподобились лишь на небольшую деревянную часовню св.Варвары. В 1783 году Любомирский подарил участок земли монахам ордена капуцинов. Но монастырь развивался только на средства от служб и пожертвований прихожан. Любомирский хоть и обязался строить монастырь за свой счет, особо не занимался этим. С продажей Смелы Потемкину капуцины убрались восвояси. Построеная ими деревянная церковь становится приходской. Но светлейший князь, будучи православным, первый проникся строительством новой церкви, завещав ежегодную выплату Смелянской экономией в пользу церкви 100 серебряных рублей. Правда это завещание было чисто формальным «на словах», что впоследствии привело к судебной тяжбе между ксендзами и одним из наследников князя - господином Энгельгардтом. Энгельгардт суд выиграл, правда другие наследники, в частности Самойлов, волю князя выполняли исправно...







Саме Самойлов був ініціатором і головним спонсором будівництва новой церкви у 1805 році. Однак вона дуже скоро занепала і почалда руйнуватися. Вже 1820 року за описом ксьондза Маврикія Дзеконського ця церква, складена з соснових брусів дуже погнила, дах протікав у багатьох місцях. У 1818-1827 роках у Смілій коштом Антонія Совецького було споруджено церкву у неокласичному стилі на місці старої дерев'яної каплиці св. Варвари, зведеної наприкінці 60-х років XVIII століття Ксаверієм Любомирським (за іншою інформацією, тут спочатку за кошти Самойлова був збудований у 1805 році храм із соснових брусів, який швидко став непридатним).
—————
Именно Самойлов был инициатором и главным спонсором строительства новой церкви в 1805 году. Однако она очень скоро обветшала и начала разрушаться. Уже в 1820 году по описанию ксендза Маврикия Дзеконского эта церковь, составленная из сосновых брусьев очень сгнила, крыша протекала во многих местах. В 1818-1827 годах в Смеле за счет средств Антония Совецького был построен церковь в неоклассическом стиле на месте старой деревянной часовни св. Варвары, возведенной в конце 60-х годов XVIII века Ксаверием Любомирским (по другой информации, здесь сначала за счет Самойлова был построен в 1805 году храм из сосновых брусьев, которий быстро пришел в негодность).

плебанія, де зараз проводяться богослужіння/плебания, где сейчас проводяться богослужения.










Інтер’єр церкви прикрашали, зокрема, в алтарі два великих образи, написані відомим живописцем Пашковським. Та особливо пишалися місцеві католики намальованим на дереві чудотворним образом Богородиці. Розповідали, буцімто, зображення Діви Марії з немовлям Ісусом на руках іноді з’являлося вночі високо над церквою і, повисівши трохи, помалу переносилося, сяючи, до православного Преображенського собору, на протилежний бік тоді центрального майдану Сміли, де зникало.
—————
Интерьер церкви украшали, в частности, в алтаре два больших образа, написанные известным живописцем Пашковским. И особенно гордились местные католики нарисованным на дереве чудотворным образом Богородицы. Рассказывали, будто, изображение Девы Марии с младенцем Иисусом на руках иногда появлялось ночью высоко над церковью и, повисев немного, постепенно переносилось, сияя, к православному Преображенскому собору, на противоположную сторону, тогда центральной площади Смелы, где исчезало.

пійдем в середину/пойдем в вовнутрь








Однак, ні олтарі, ні образи, ні хрести не допомогли церкві втриматися, коли до влади прийшли більшовики.
До 1930-х років костел лишався діючим, потім був закритий, використовувався під зерносховище. Тоді ж башточки та купол було розібрано. Під час війни там було влаштовано Преображенську церкву
У 1944-2000 роках храм перебував закритим (використовувався як будинок культури, а потім як районна бібліотека). У 1947-1949 роках було знесено центральну вежу, розібрано дзвіницю і демонтовано підлогу з мармуру.
—————
Однако, ни алтари, ни образа, ни кресты не помогли церкви удержаться, когда к власти пришли большевики.
До 1930-х годов костел оставался действующим, потом был закрыт, использовался под зернохранилище. Тогда же башенки и купол были разобраны. Во время войны там было устроено Преображенскую церковь
В 1944-2000 годах храм бил закрыт (использовался как дом культуры, а затем как районная библиотека). В 1947-1949 годах было снесено центральную башню, разобраны колокольня и демонтирован пол из мрамора.

колись тут було пічне опалення/когда-то здесь было печное отопление




перейдемо до захристія/перейдем в захристие




1972 року до церкви добудували приміщення бібліотеки і адміністрації парку.
З спогадів завідувачки відділом культури Смілянського міськ­виконкому Діни Осадчей:
Для будівницт­ва ми тут таки при вході в костел брали пісок і відкопали підземний хід. Закрито його було міцною дерев'яною лядою. Я пройшла підзем­ним ходом десь до середини парку. Далі йти боялася, та й повітря було важке, Пам'ятаю, що цегла, якою він викладений, не така, як сучас­на. Вона мала трохи інший вигляд і здавалася дуже якісною. Ішла я на повний зріст. Поруч зі мною ще могла йти людина. Тобто було досить просторо. Хлопці ходили далі, але казали, що їх зупинив завал.
—————
1972 года к церкві достроили помещение библиотеки и администрации парка.
Из воспоминаний заведующей отделом культуры Смелянского горисполкома Дины Осадчей:
Для строительства мы тут же при входе в костел брали песок и нашли подземный ход. Закрыт он был прочным деревянным прилавком. Я прошла подземным ходом примерно до середины парка. Дальше идти боялась, и воздух был тяжелый, Помню, что кирпич, которым он изложен, не такая, как современная. Она имела несколько иной вид и казалась очень качественной. Шла я в полный рост. Рядом со мной могла идти человек. То есть был достаточно просторно. Ребята ходили дальше, но говорили, что их остановил завал.

а це був особливий вхід для багатіїв та місцевих можновладців на один з двох балконів понад алтарем, де вони сиділи на службі Божій.../
а это был особый вход для богачей и местных властей на один из двух балконов над алтарем, где они сидели на службе Божьей ...



останки розписів/останки росписей




власне, самі балкони/собственно, сами балконы








Та Успенській церкві ще пощастило. Її будівля збереглася, а от Преображенський храм зруйнували і з цегли збудували школу №3. Залишилася тільки рублена сторожка. Школу звели просто на могилках церковного цвинтаря…
У 2000 році було передано парафії документи на святиню, проте храм повернули лише у грудні 2003 року. У січні 2002 року у будівлі костелу сталася пожежа. З березня 2004 року святиня ремонтується, вірні добиваються повернення колишнього парафіяльного будинку, що стоїть поруч.
—————
Успенской церкви еще повезло. Ее здание сохранилось, а вот Преображенский храм разрушили и из кирпича построили школу №3. Осталась только рубленая сторожка. Школу построили прямо на могилах церковного кладбища ...
В 2000 году было передано приходу документы на святыню, однако храм вернули только в декабре 2003 года. В январе 2002 года в здании костела произошел пожар. С марта 2004 года святыня ремонтируется, верные добиваются возвращения бывшего приходского дома, стоящего рядом.



спуск у крипти, но дуже вузький та захламлений, відвідаем його після повної розчистки.../
спуск в крипты, но очень узкий и захламлений, посетим его после полной расчистки ...



двері до нартексу/двери к притвору


а це останки скриньки для пожертвувань/а это останки ящика для пожертвования


вхідні двері зсередини/входная дверь изнутри


Сьогодні костел є найдавнішою спорудою Сміли і Смілянщини. Місцева влада не передає право власністі на землю, на який розміщується костел та плебанія, хоча напряму і не дає відказу. Це заважає пошуку інвесторів для закінчення ремонту, так як люди з грошами не хочуть вкладати гроши незрозуміло в що. Зате поруч, як кажуть, місцевий депутат побудував нічний клуб з супутніми послугами. Може тому питання з землею для храму досьогодні в підвещеному стані…
Смілу обслуговують дієцезіальні священики (у 2006-2013 роках тут також відправляли богослужіння греко-католики).
—————
Сегодня костел является древнейшей постройкой Смелы и Смелянщины. Местная власть не передает право собственности на землю, на который размещается костел и плебания, хотя напрямую и не дает отказа. Это мешает поиску инвесторов для окончание ремонта, так как люди с деньгами не хотят вкладывать деньги непонятно во что. Зато рядом, как говорят, местный депутат построил ночной клуб с сопутствующими услугами. Может поэтому вопрос с землей для храма до сих пор в подвешенном состоянии ...
Смелу обслуживают епархиальние священники (в 2006-2013 годах здесь также отправляли богослужения греко-католики).

Гравюра з польського тижневика "Tygodnik Ilustrowany" (№212 за 20.01.1872, с.33)/
Гравюра с польского еженедельника "Tygodnik Ilustrowany" (№212 за 20.01.1872, с.33).



Успенська церква в ХІХ столітті/Успенская церковь в ХІХ веке


Погляд на останок/Взгляд на последок



Джерела/Источники:
rkc.in.ua
bcul.lib.uni.lodz.pl
procherk.info
haidamac.org.ua
info-smila.ck.ua



Дякую всім не байдужим до нашої Архітектурної Спадщини і нашого проекту "Українські Архитектурні Пам'ятки . Спадщина".
—————
Если Вы имеете желание, и самое главное имеете на это возможность, то можете присоединиться к финансированию проекта. Нам очень приятна и дорога Ваша поддержка. Monobank (5375 4141 0020 4055) - получатель Максим Ритус.

Благодарим всем не равнодушным к нашему Архитектурному наследию и нашему проекту "Украинские Архитектурные Достопримечательности. Наследие".</span>

Технічний партнер осінньої експедиції 2018 року:
авторизований роздрібний магазин DJI - dji-kyiv.com

Висловлюємо подяку Києво-Житомирськой дієцезії Римо-католицької церкви в Україні за часткове фінансування осінньої експедиції





ну как то так =))

  • 1
Храм базиликального типа, да еще в самом центре Украины. Большая редкость, огромное культурное значение.

и довольно большой, как для небольшого городка...

  • 1