m_a_d_m_a_x

Проект "Українські Пам'ятки Архітектури. Спадщина"

*УкраинскиеАрхитектурныеДостопримечательности.Наследие * UkrainianArchitecturalAttractions.Heritage*


Previous Entry Share Next Entry
m_a_d_m_a_x

Спадщина. Козярі. Церква св. Дмитрія/Наследие. Козяры. Церковь св. Дмитрия.

нагадую, там де це можливо, по кліку дивимося великі картинки .../напоминаю, там где это возможно, по клику смотрим большие картинки...



Віддавна село славиться своєю чудовою дерев'яною церквою св. Дмитрія, дату побудови якої на підставі шематизмів відносять до 1785 року (більш поширена дата 1775 рік). Проте під час ремонту церкви у 1958 році у верхній частині заокругленої бані виявлено напис грецькою мовою, який засвідчує, що церкву побудували у 1645 році. У давнину священик проживав на парафії в Козярах. Церква села була тоді матірною для церков у Новому Селі та в Сухівцях. До парафії також належало село Голошинці.
—————
Издавна село славится своей великолепной деревянной церковью св. Дмитрия, дату построения которой на основании шематизмов относят к 1785 году (более распространенная дата 1775). Однако во время ремонта церкви в 1958 году в верхней части закругленной бани обнаружена надпись на греческом языке, который показывает, что церковь построили в 1645 году. В древности священник проживал в приходе в Козяра. Церковь села была тогда матерной для церквей в Новом Селе и в Суховцах. К приходу также принадлежало село Голошинцы.









Наприкінці ХІХ ст. значно зросло населення Нового Села. Тут було створено самостійну парафію, а у 1907 році - Новосільський деканат. Церкви в Козярах і Сухівцях стали дочірніми церквами матірної церкви у Новому Селі. Парохами були священики з Нового Села. У 1946-1989 рр. парафія і храм належали РПЦ (Російській Православній Церкві). Церква в Козярах діяла періодично, богослужіння відправляли 3-4 рази на рік."
—————
В конце XIX века значительно выросло население Нового Села. Здесь был создан самостоятельный приход, а в 1907 году - Новосельский деканат. Церкви в Козярах и Суховцах стали дочерними церквями матерной церкви в Новом Селе. Настоятелями были священники из Нового Села. В 1946-1989 годах приход и храм принадлежали РПЦ (Русской Православной Церкви). Церковь в Козярах действовала периодически, богослужения отправляли 3-4 раза в год. "









Старенька церквиця – окраса нашого села, розповідає протоієрей, отець Богдан Гудзій. Священик каже, що церкву до Козярів перевезли з Карпат і тут вже склали, обійшовшись без жодного цвяха. Сама будівля стоїть на північному краю цвинтаря, поблизу нового мурованого храму, у північній частині села. Це – невелика тризрубна одноверха будівля із гранчастими формами, маленьким вівтарем, орієнтованим до південного сходу.
—————
Старушка церквушка - украшение нашего села, рассказывает протоиерей, отец Богдан Гудзий. Священник говорит, что церковь в Козяры перевезли из Карпат и здесь уже составили, обойдясь без единого гвоздя. Само здание стоит на северной оконечности кладбища, возле нового каменного храма, в северной части села. Это - небольшая трехсрубная одноэтажная постройка с гранеными формами, маленьким алтарем, ориентированным к юго-востоку.









Під опасанням стіни зберегли з відкритих, не фарбованих брусів зрубів, над опасанням - шальовані вертикально дошками і лиштвами. Наву завершує низький восьмерик оббитий бляхою, вкритий невеликим верхом, який вінчає ліхтар з маківкою. На схід від церкви існує мурована стінного типу дзвіниця з трьома дзвонами, а поряд - старі кам'яні надгробні пам'ятники початку ХХ ст.
—————
Под опасением стены сохранили из открытых, не крашеных брусьев срубов, над опасением - шалёваные вертикально досками и наличниками. Неф завершает низкий восьмерик обитый жестью, покрытый небольшим верхом, который венчает фонарь с куполом. К востоку от церкви существует каменная стенного типа колокольня с тремя колоколами, а рядом - старые каменные надгробные памятники начала ХХ в.









Особливість церкви - відсутність будь-яких прибудов, а також єдиний вхід з півночі до бабинця.  «Певний час священнослужителем храму був отець Степан Кебало, а з 1988 року на парафію прийшов я, - розповідає отець Богдан Гудзій. - Роками богослужіння у церкві дозволяли проводити лише на Різдво та Великдень».
—————
Особенность церкви - отсутствие каких-либо пристроек, а также единственный вход с севера до притвора. «Некоторое время священнослужителем храма был отец Степан Кебал, а с 1988 года на приход пришел я, - рассказывает отец Богдан Гудзий. - Годами богослужения в церкви позволяли проводить только на Рождество и Пасху ».









Священик каже, що жителі села є постійними жертводавцями церкви. Один із них - Богдан Булема, який тривалий час жив у США, і на старість повернувся до рідного села. Він не тільки дав гроші на збереження старого храму, але й взяв на себе левову частку під час будівництва нової, кам’яної церкви, що постала поруч із дерев’яною. Фундатор через кілька років після прибуття до села помер, його поховали на церковному подвір’ї.
—————
Священник говорит, что жители села являются постоянными жертвователями церкви. Один из них - Богдан Булем, долгое время жил в США, и в старости вернулся в родное село. Он не только дал деньги на сохранение старого храма, но и взял на себя львиную долю при строительстве новой, каменной церкви, стоящей рядом с деревянной. Основатель через несколько лет после прибытия в село умер, его похоронили на церковном дворе.











Хоча у Козярах нині дві громади – Української Православної церкви Київського патріархату та Української греко-католицької церкви, відправи відбуваються у двох храмах, куди ходять віруючі двох конфесій. Спільно відзначають тут і празник святого Димитрія, який народився у родині козака, полкового сотника, у містечку Макарові на Київщині, а пішов у засвіти в 1709 році. Після 43 років з часу поховання його нетлінні мощі відкрили. Нині вони покояться у Спасо-Яковлівському монастирі у Ростові.
—————
Хотя в Козяра сейчас две общины - Украинской Православной церкви Киевского патриархата и Украинской греко-католической церкви, службы проходят в двух храмах, куда ходят верующие двух конфессий. Совместно отмечают здесь и праздник святого Димитрия, который родился в семье казака, полкового сотника, в городке Макарове на Киевщине, а ушел в мир иной в 1709 году. После 43 лет с момента захоронения его нетленные мощи открыли. Ныне они покоятся в Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове.













Погляд на останок/Взгляд на последок


Джерела/источники:
http://decerkva.org.ua/ter/koziari.html
http://risu.org.ua/ua/relig_tourism/tour_news/tour_evens/61649/
"Тернопільсько-Зборівська архиєпархія УГКЦ. Парафії, монастирі, храми. Шематизм". Тернопіль: ТОВ "Новий Колір", 2014 - 520 с.

  • 1
Церковь уникальная! Интерьер очень богато украшен!
Только почему её так покрасили в зелёный цвет? По моему, это слишком ярко!

да, маленькая - но интересная.
а зеленый это как бы один из традиционный цветов...

Ни разу не видела такой покраски! И в Ваших постах тоже.

нуу, в моей "коллекции" даже не сотая часть существующих деревянных церквей =), хотя наибольший любимый цвет церковниками всё-таки синий, с ним только соперничают разноцветные оттенки белого...

Может быть просто не тот оттенок зелёного! И качество краски не то, какое нужно.
Всякое бывает! Но краска - она всего лишь краска! Сегодня одна, а завтра другая. Так что ничего страшного.) Главное, что здание сохранилось.

Поставте CUT, будь ласка.

сорри, поставил =) дело было вечером...

Спадщина. Козярі. Церква св. Дмитрія/Наследие. Козяры. Ц

Пользователь lashkevich_2009 сослался на вашу запись в своей записи «Спадщина. Козярі. Церква св. Дмитрія/Наследие. Козяры. Церковь св. Дмитрия.» в контексте: [...] нал взят у в Спадщина. Козярі. Церква св. Дмитрія/Наследие. Козяры. Церковь св. Дмитрия. [...]

Спадщина. Козярі. Церква св. Дмитрія/Наследие. Козяры. Ц

Пользователь lashkevich_2009 сослался на вашу запись в своей записи «Спадщина. Козярі. Церква св. Дмитрія/Наследие. Козяры. Церковь св. Дмитрия.» в контексте: [...] для церквей в Новом Селе и в Суховцах. К приходу также принадлежало село Голошинцы. Дальше еще есть [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account