?

Log in

No account? Create an account

m_a_d_m_a_x

Проект "Українські Архітектурні Пам'ятки. Спадщина"

*УкраинскиеАрхитектурныеДостопримечательности.Наследие * UkrainianArchitecturalAttractions.Heritage*


Previous Entry Share Next Entry
m_a_d_m_a_x

Спадщина. Теребовля. Миколаївська оборонна церква/Наследие.Теребовля. Николаевская оборонная церковь



Тип сооружения: оборонная церковь / Тип споруди: оборонна церква.

Також відома як:
Миколаївська церква в Теребовлі (укр.)
—————————
Так же известна как:
Николаевская церковь в Теребовле (рус.)

Перший етап будівництва: кінець 16 століття
Останній етап будівництва: середина 18 століття (?)
————————— 
Первый этап строительства: конец 16 века
Последний этап строительства: середина 18 века (?)

Історичне сповідання: православіє
Сучасна приналежність: Українська Греко-Католицька Церква (УГКЦ)
—————————  
Историческое исповедание: православие
Современная принадлежность: Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ)



Церква знаходиться в центрі стародавнього міста Теребовля, вперше згаданого в Іпатіївському літописі під 1097 роком.
Місце для будівництва храму було вибрано на лівому березі річки Гнєзно.
————————— 
Церковь находится в центре древнего города Теребовля, впервые упомянутого в Ипатьевской летописи под 1097 годом.
Место для строительства храма было выбрано на левом берегу реки Гнезны.

Кінець 16 - початок 17 століття. У цей період завершується будівництво кам'яного храму, спочатку пристосованого до оборони.
Споруда складалась з трьох частин, з притвору, нефа і п'ятигранної апсиди. Неф перекритий напівциркульним склепінням з загостреними розпалубками, апсида - напівциркульна з розпалубками і четвертьсферичним з трьома розпалубками, ребра розпалубок профільовані. Храм завершували гонтові покрівлі.
Зовні неф і апсида мають однакову висоту, однак перекриття апсиди було влаштовано значно нижче, ніж перекриття нефа. Такий архітектурний прийом був продиктований необхідністю - у верхній частині апсиди був влаштований бойовий ярус, на рівні якого стіни храму були прорізані бійницями - по 1-й бійниці на грань апсиди. Цей оборонний елемент (закритий бойовий ярус над апсидою) - рідкісний приклад пристосування храму під оборонні потреби що зберігся. Завдяки такій нетиповій структурі храм вважається унікальним зразком оборонної культової споруди Поділля.
————————— 
Конец 16 – начало 17 века. В этот период завершается строительство каменного храма, изначально приспособленного к обороне.
Сооружение было трёхчастным, состояло из притвора, нефа и пятигранной апсиды. Неф перекрыт полуциркульным сводом с остроконечными распалубками, апсида - полуциркульным с распалубками и четвертьсферическим с тремя распалубками, ребра распалубок профилированы. Храм завершали гонтовые кровли.
Снаружи неф и апсида имеют одинаковую высоту, однако перекрытие апсиды было устроено значительно ниже, нежели перекрытие нефа. Такой архитектурный приём был продиктован необходимостью - в верхней части апсиды был устроен боевой ярус, на уровне которого стены храма были прорезаны бойницами – по 1-й бойнице на грань апсиды. Этот оборонный элемент (закрытый боевой ярус над апсидой) – редкий сохранившийся пример приспособления храма под оборонные нужды. Благодаря такой нетипичной структуре храм считается уникальным образцом оборонного культового сооружения Подолья.



Кінець 16 - 1-ша половина 17 століття. Ворожі набіги що почастішали стимулюють вдосконалення міських оборонних споруд. Теребовля в цей період перетворюється в потужну твердиню. Місто було захищене валом, рвом і дерев'яними укріпленнями. У 1630-х роках в межах міста, на лівому березі річки, виникає Кармелітський монастир, який, ймовірно, спочатку був пристосований до оборони. На правому березі річки на початку 1630-х років теребовлянський староста Олександр Балабан починає перебудовувати старий замок - на місці застарілих дерев'яно-кам'яних укріплень зводиться новий потужний кам'яний замок.
————————— 
Конец 16 – 1-ая половина 17 века. Участившиеся вражеские набеги стимулируют совершенствование городских оборонительных сооружений. Теребовля в этот период превращается в мощную твердыню. Город был защищён валом, рвом и деревянными укреплениями. В 1630-х годах в черте города, на левом берегу реки, возникает Кармелитский монастырь, который, вероятно, изначально был приспособлен к обороне. На правом берегу реки в начале 1630-х годов теребовлянский староста Александр Балабан начинает перестраивать старый замок – на месте устаревших деревянно-каменных укреплений возводится новый мощный каменный замок.



1606 - 1625 роки. У цей період було зафіксовано близько 15 татарських нападів на місто.
————————— 
1606 – 1625 годы. В этот период было зафиксировано около 15 татарских нападений на город.



1614 рік. Перша письмова згадка церкви.
————————— 
1614 год. Первое письменное упоминание церкви.


 
1672 рік. Османська імперія почала війну (1672 - 1676) з Річчю Посполитою і вторглася на підконтрольні полякам землі. Величезна турецько-татарська армія, очолювана особисто султаном Мехмедом IV (1642 - 1692) на своєму шляху осаджує, штурмує і руйнує безліч міст, замків і фортець. Турки осаджують Теребовлю і, ймовірно, в цей період Миколаївська церква була розграбована і зруйнована.
————————— 
1672 год. Османская империя начала войну (1672 - 1676) с Речью Посполитой и вторглась на подконтрольные полякам земли. Огромная турецко-татарская армия, возглавляемая лично султаном Мехмедом IV (1642 - 1692) на своём пути осаждает, штурмует и разрушает множество городов, замков и крепостей. Турки осаждают Теребовлю и, вероятно, в этот период Николаевская церковь была разграблена и разрушена.



1675 рік. Бучацький мирний договір (18 жовтня 1672 року) підсумовує перший етап Польсько-турецької війни, що не був затверджений польським сеймом. Фактично польська сторона відмовлялася надалі дотримуватися умов цього договору і тому війна відновилася. У 1675 році турецький паша Ібрагім Шишман почав наступ на Львів. Під його командуванням було 20 - 30 000 турків і близько 30 000 татар. Ці сили почали спустошувати Поділля. Турки захопили, зруйнували і спустошили місто, і лише захисники замку надали їм запеклий опір. Гарнізон замку протримався до підходу польського війська короля Яна III Собеского (1629 - 1696), після чого облогу було знято. Ймовірно церкву, яка перебуває в захопленому місті, було розграбовано і зруйновано.
————————— 
1675 год. Бучачский мирный договор (18 октября 1672 года), подытоживший первый этап Польско-турецкой войны, не был утверждён польским сеймом. Фактически польская сторона отказывалась в дальнейшем соблюдать условия этого договора и потому война возобновилась. В 1675 году турецкий паша Ибрагим Шишман начал наступление на Львов. Под его командованием было 20 – 30 000 турок и около 30 000 татар. Эти силы начали опустошать Подолье. Турки захватили, разрушили и опустошили город, и лишь защитники замка оказали им упорное сопротивление. Гарнизон замка продержался до подхода польского войска короля Яна IIIСобеского (1629 - 1696), после чего осада была снята. Вероятно церковь, находящаяся в захваченном городе, была разграблена и разрушена.



9 травня 1687 року. В ході раптового татарського нападу місто і замок було захоплено і спалено.
————————— 
9 мая 1687 года. В ходе внезапного татарского нападения город и замок были захвачены и сожжены.



1734 рік. Стару споруду церкви було сильно перебудовано, при цьому було втрачено частину її початкового об'єму. В ході перебудови старий притвор храму розбирається, а на його місці зводиться набагато більший (квадратний в плані?) Обсяг, що утворили три нефа нової споруди. До нового нефу приєднався новий притвір, який мав однакову з нефом висоту. Покрівлі нового нефа і нового притвору були увінчані 8-граними барабанами з куполами, які в свою чергу завершувалися декоративними ліхтарями та главками. Покрівлю старого нефа і старої апсиди так само увінчали декоративні ліхтарі з главками.
————————— 
1734 год. Старое сооружение церкви было сильно перестроено, при этом была утрачена часть его первоначального объёма. В ходе перестройки старый притвор храма разбирается, а на его месте возводится намного более крупный (квадратный в плане?) объём, образовавший три нефа нового сооружения. К новому нефу примкнул новый притвор, который имел одинаковую с нефом высоту. Кровли нового нефа и нового притвора были увенчаны 8-гранными барабанами с куполами, которые в свою очередь завершались декоративными фонарями и главками. Кровлю старого нефа и старой апсиды так же увенчали декоративные фонари с главками.  



?. До старої апсиди храму було прибудовано квадратну в плані 1-ярусну споруду, перекриту хрестовим склепінням. Вінчала прибудову трьохсхила покрівля.
————————— 
?. К старой апсиде храма было пристроено квадратное в плане 1-ярусное сооружение, перекрытое крестовым сводом. Венчала пристройку трёхскатная кровля.



?. Дахи всього храму і два барабани було покрито бляхою.
—————————  
?. Крыши всего храма и два барабана покрывают жестью. 



Наші дні. Побудована споруда старої церкви відносно непогано зберіглася. Храм складається з 2-х обсягів початкового спорудження (старого нефа і старої апсиди), а так само з 2-х новозведених обсягів (нового притвору і нового центральної споруди, що складається з 3-х нефів). У верхньому ярусі апсиди збереглися бійниці.
—————————  
Наши дни. Перестроенное сооружение старой церкви относительно неплохо сохранилось. Храм состоит из 2-х объёмов первоначального сооружения (старого нефа и старой апсиды), а так же из 2-х нововозведённых объёмов (нового притвора и нового центрального сооружения, состоящего из 3-х нефов). В верхнем ярусе апсиды сохранились бойницы.

трошки интер'єрів/немного интерьеров
























декілька старих фото/пара старых фото





джерело/источники:
http://forum.zamki-kreposti.com.ua/topic/985-/
http://zamki-kreposti.com.ua/ternopolskaya-oblast/nikolaevskaja-cerkov-terebovlja




ну как то так =))

  • 1
Очень интересно!

Теребовля вообще интересный городок, с богатой историей =)

Первое фото интерьера заставило вздрогнуть. ДВА РАСПЯТИЯ ДВА. Даже три! И вообще, как они не сходят с ума от такой пестроты и бардака?

С распятиями и частями старого иконостаса, так бывает в очень старых храмах, когда их обновляют не выбрасывая или не отправляя в чулан старые, что очень кстати показательно для западной Украины. Я встречал в одной церкви три-четыре эпохи. Эти иконы и атрибуты считаются сильно намолеными и потому продолжают жить и присутствовать в храмах. А пестрота =) день был очень светлый - вот и снимки вышли яркими. Думаю что в остальном все как в обычном храме =)...

  • 1