m_a_d_m_a_x

Проект "Українські Пам'ятки Архітектури. Спадщина"

*УкраинскиеАрхитектурныеДостопримечательности.Наследие * UkrainianArchitecturalAttractions.Heritage*


Previous Entry Share Next Entry
m_a_d_m_a_x

Спадщина. Новоселиця. Церква Успіння Богородиці/Наследие. Новоселица. Церковью Успения Богородицы.

Село Новоселица (рус: Новоселица; засновано в 1600 році; на висоті - 313 м.н.р.м.), Виноградівського району відоме своїм дерев'яним храмом, церквою Успіння Пресвятої Богородиці, яка була побудована в 1669 році.
—————
Село Новоселица (укр: Новоселиця; основано в 1600 году; на высоте – 313 м.н.у.м.), Виноградовского района известно своим деревянным храмом, церковью Успения Пресвятой Богородицы, которая была построена в 1669 году.



Унікальність церкви в тому, що вона є найменшою дерев'яною церквою готичного стилю на території Закарпаття. Її пропорції вважаються ідеальними. У «бабинці» зберігся напис: «цей храм робів Кочаловіч у тисячі шістсот шістьдесят-дев'ять р.». Її унікальність ще й у тому, що там зберігся настінний живопис, який робить цю церкву унікальним для України пам'ятником мистецтва.
—————
Уникальность церкви в том, что она является самой маленькой деревянной церковью готического стиля на территории Закарпатья. Ее пропорции считаются идеальными. В «бабинце» сохранилась надпись: «цей храм робив Кочалович у 1669 р.». Ее уникальность еще и в том, что там сохранилась настенная живопись, которая делает эту церковь уникальным для Украины памятником искусства.

нагадую, по кліку дивимося велику картинку/напоминаю, по клику смотрим большую картинку...









Церква зроблена з дуба без єдиного цвяха. Дубові балки кріпляться один до одного в канюк, тобто суцільна липова дошка, - бере слово Наталя Вамош, директор музею архітектури і живопису с. Новоселиця. - Коли будували храм, в селі жило всього 14 сімей. Сама церква невелика, трехчастная, з бабинцем і вівтаря. Спочатку, церква мала вікна висотою 33 см (!). Надалі, їх замінили на 50-55 сантиметрові. Дуже радує око різьблення на внутрішніх і зовнішніх стінах церкви.
—————
Церковь сделана из дуба без единого гвоздя. Дубовые балки крепятся друг к другу в канюк, то есть сплошная липовая доска, - берет слово Наталья Вамош, директор музея архитектуры и живописи с. Новоселица. - Когда возводили храм, в селе жило всего 14 семей. Сама церковь небольшая, трехчастная, с бабинцем и алтаря. Первоначально, церковь имела окна высотой 33 см (!). В последствии, их заменили на 50-55 сантиметровые. Очень радует глаз резьба на внутренних и внешних стенах церкви.











Церква дуже маленька з равношірокімі зрубами бабинця й наві, перекритими одним крутим дахом. Східна частина, більш вузька і низька, також прямокутна в плані, перекрита окремим дахом, що зливається з піддашья над заломом основного зрубу. Вежа над бабинцем, квадратна в плані, завершується високим шпилем з фартухом, що спирається на лодсебітье, декороване вертикальної шалівкою з порізкою. Все покрівлі та стіни башти покриті дубовим лемешем. Косяки вхідних дверей прикрашені плоскою різьбою у вигляді «мотузки», зубчиків і «сонць».
—————
Церковь очень маленькая с равноширокими срубами бабинца и нефа, перекрытыми одной крутой крышей. Восточная часть, более узкая и низкая, также прямоугольная в плане, перекрыта отдельной крышей, сливающейся с поддашием над заломом основного сруба. Башня над бабинцем, квадратная в плане, завершается высоким шпилем с фартуком, опирающимся на лодсебитье, декорированное вертикальной шалевкой с порезкой. Все кровли и стены башни покрыты дубовым лемехом. Косяки входных дверей украшены плоской резьбой в виде «веревки», зубчиков и «солнц».









Стіни і склепіння центрального об'єму розписані в другій половині XVIІ ст. художниками галицької живописної школи і в XVIII ст. - місцевими закарпатськими художниками. Розписи виконані в техніці клейової живопису. Пам'ятка відноситься до видатних творів українського народного зодчества і живопису.
—————
Стены и свод центрального объема расписаны во второй половине XVIІ в. художниками галицкой живописной школы и в XVIII в. - местными закарпатскими художниками. Росписи выполнены в технике клеевой живописи. Памятник относится к выдающимся произведениям украинского народного зодчества и живописи.















Краще зберігся живопис 12 святих, намальований в 1673 році художником Іваном Шваньковім на замовлення Юри Іваща. В цілому на стінах церкви можна і зараз побачити зачаття св. Анни і Іоакима, вони стоять на високому пагорбі, з їх грудей проростають гілки, які направляються до особистості св. Марії. Над ними підноситься фігура Ісуса Христа.
—————
Лучше сохранился живопись 12 святых, нарисованный в 1673 году художником Иваном Шваньковим на заказ Юры Иваща. В целом на стенах церкви можно и сейчас увидеть зачатия св. Анны и Иоакима, они стоят на высоком холме, с их груди прорастают ветви, которые направляются к личности св. Марии. Над ними возвышается фигура Иисуса Христа.











Є картина «Страшний суд». У верхньому ряду - Ісус - суддя. Він визначає, кому йти направо, кому наліво. Апостоли, які просять Ісуса про милосердя. Престол з розкритою книгою, ваги, на якій визначаються добрі і злі справи, Єрусалим у вигляді пятівершковой церкви. У лівій частині рай, сюди потрапляють люди, які роблять добрі справи. Тут святий Петро відкриває двері в рай, де сидять святі праотці, а зліва від них зображений портрет Юри Петрищева, який був замовником цього живопису, і вся його сім'я. У правій частині, паща змії, куди потрапляють люди нехороші. Тут сидить дівчина гордовита, скрипаль, корчмар і інші. Поруч два брата Каїн і Авель. Наступна арка - Богородиця типу знамення. Вона знає, що народить Ісуса. Тому якщо добре придивитися, то можна побачити плоть Ісуса в лоні матері.
—————
Есть картина «Страшный суд». В верхнем ряду - Иисус - судья. Он определяет, кому идти направо, кому налево. Апостолы, которые просят Иисуса о милосердии. Престол с раскрытой книгой, весы, на которой определяются добрые и злые дела, Иерусалим в виде пятивершковой церкви. В левой части рай, сюда попадают люди, которые делают добрые дела. Тут святой Петр открывает двери в рай, где сидят святые праотцы, а слева от них изображен портрет Юры Петрищева, который был заказчиком этого живописи, и вся его семья. В правой части, пасть змеи, куда попадают люди нехорошие. Здесь сидит девушка надменная, скрипач, корчмарь и другие. Рядом два брата Каин и Авель. Следующая арка - Богородица типа знамение. Она знает, что родит Иисуса. Поэтому если хорошо присмотреться, то можно увидеть плоть Иисуса в лоне матери.









Коли потрапляєш до храму, то виникає дивне відчуття, адже навколо живопис, якому вже понад 300 років, проте він і понині чітко передає історію зародження життя, вказує на добро і зло, несе благу звістку про воскресіння Ісуса. Звичайно, з церквою пов'язано багато легенд, що передаються з покоління в покоління. Одну з них розповіла Ірина Вамош: "Коли монголо-татари прийшли сюди, вбиваючи всіх на своєму шляху, селяни втекли з села і сховалися в сусідніх лісах. Однак один не встиг. Тоді у церкві росла велика липа, і він зник у ній у великій дуплі. Загарбники, забравши все, що могли, наостанок вирішили спалити церкву. Підклали солому або коноплі і підпалили. А той чоловік з дупла вигукнув: «О, Боже, що ви робите». Тоді вороги бігли від церкви, не озираючись , подумали, що прогнівили місцевого могутнього Бога. А селянин зліз з дерева і загасив полум'я." Було так насправді чи ні, достеменно невідомо, проте церква досі стоїть в центрі села і місцеві пишаються своїм храмом і бережуть його для нащадків.
—————
Когда попадаешь к храму, то возникает странное ощущение, ведь вокруг живопись, которому уже более 300 лет, однако он и поныне четко передает историю зарождения жизни, указывает на добро и зло, несет благую весть о воскресении Иисуса. Конечно, с церковью связано много легенд, передаваемых из поколения в поколение. Одну из них рассказала Ирина Вамош: "Когда монголо-татары пришли сюда, убивая всех на своем пути, крестьяне бежали из села и спрятались в соседних лесах. Однако один не успел. Тогда у церкви росла большая липа, и он скрылся в ней в большом дупле. Захватчики, забрав все, что могли, напоследок решили сжечь церковь. Подложили солому или коноплю и подожгли. А тот человек из дупла воскликнул: «О, Боже, что вы делаете». Тогда враги бежали от церкви, не оглядываясь, подумали, что прогневали местного могущественного Бога. А крестьянин слез с дерева и загасил пламя." Было так на самом деле или нет, доподлинно неизвестно, однако церковь поныне стоит в центре села и местные гордятся своим храмом и берегут его для потомков.















Ще трохи легенд. Подейкують, що знаменитий опришок Пинтя встромив в іконостас свою сокиру, яка стала невидимою і тепер щороку «виходить» з іконостасу і коли повністю «вийде», то повернеться і Пинтя. Ще одна легенда стверджує, що під час одного з нападів орди, селяни вирішили заховати дзвін церкви, закопавши його недалеко від села. Коли татари пішли, вони стали відкопувати дзвін, але так його і не знайшли. «Земля забрала собі дзвін», вирішили люди. Після цього в тому місці, де він був закопаний, раз в 7 років чути дзвін.
—————
Еще немного легенд. Поговаривают, что знаменитый разбойник Пинтя вонзил в иконостас свой топор, который стал невидимый и теперь каждый год «выходит» из иконостаса и когда полностью «выйдет», то вернется и Пинтя. Еще одна легенда утверждает, что во время одного из нападений орды, селяне решили спрятать колокол церкви, закопав его недалеко от села. Когда татары ушли, они стали откапывать колокол, но так его и не нашли. «Земля забрала себе колокол», решили люди. После этого в том месте, где он был закопан, раз в 7 лет слышен колокольный звон.
















Пам'ятник реставровано в 1979-1980 рр., Розписи реставровані в 1979-1981 рр. (Архітектори Г.П. Крук, І.Р. Могитич, художники Г.П.Друзюк, Л.С.Скоп, Н.А. Скрентович, Н.І. Сліпченко). На північний захід від споруди розташована каркасна дзвіниця, прямокутна в плані, двоярусна. Дубові конструкції каркасу в двох ярусах вертикально ошалеваешь дошками. Нижній ярус розширений. Шатрове завершення дзвіниці і винос даху перекриті лемешем. У шалевку верхнього ярусу прорізані овальні голосники (по одному з кожного боку дзвіниці). Власне, сама церква і дзвіниця стоять на невеликій території над селом, обнесено красивим дерев'яним парканом.
—————
Памятник реставрирован в 1979-1980 гг., росписи реставрированы в 1979-1981 гг. (архитекторы Г.П. Крук, И.Р. Могытыч, художники Г.П.Друзюк, Л.С.Скоп, Н.А. Скрентович, Н.И. Слипченко). К юго-западу от сооружения расположена каркасная колокольня, прямоугольная в плане, двухъярусная. Дубовые конструкции каркаса в двух ярусах вертикально ошалеваны досками. Нижний ярус расширен. Шатровое завершение колокольни и вынос крыши перекрыты лемехом. В шалевке верхнего яруса прорезаны овальные голосники (по одному с каждой стороны колокольни). Собственно, сама церковь и звонница стоят на небольшой территории над селом, обнесено красивым деревянным забором.



















Декілька фото інтер'єру від Ю. Крилівець/Несколько фото інтерьера от Ю. Крыливец










sobory.ru
ua.vlasenko.net
zakarpattyachko.com.ua
tour.uzhgorod.ua
Юрій Крилівець


  • 1
Церковь изумительная! Росписи необыкновенные! Вот бы увидеть их в натуре. От фото нет такого впечатления. Только понятно, что росписи уникальны.

Увидеть, в принципе просто! Сила, воля, желание =) Приехать в Закарпатье, добраться до городка Виноградов или Королёво, можно это сделать на поезде, а там 15 или 10 км автобусом до Новоселицы, в зависимости от места старта. Церковь находится в центре села. Карта.

Edited at 2016-06-13 07:00 pm (UTC)

Спасибо! Но теперь это уже проблема для меня.)
Я никогда не была в Закарпатье. А муж ездил ещё давно кататься на лыжах по горам. Теперь для меня уже проблема - поехать так далеко. Это со здоровьем связано.

как знать,
главное, не загадывать...

Всё может быть!) А вдруг!

Теперь уже у меня не получится(

Наследие. Новоселица. Церковью Успения Богородицы/Спа

Пользователь vol_majya сослался на вашу запись в своей записи «Наследие. Новоселица. Церковью Успения Богородицы/Спадщина. Новоселиця. Церква Успіння Богородиці.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Наследие. Новоселица. Церковью Успения Богородицы/Спадщина. Новоселиця. Церква [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account