?

Log in

No account? Create an account

m_a_d_m_a_x

Проект "Українські Архітектурні Пам'ятки. Спадщина"

*УкраинскиеАрхитектурныеДостопримечательности.Наследие * UkrainianArchitecturalAttractions.Heritage*


Previous Entry Share Next Entry
m_a_d_m_a_x

Спадщина. Чернокозинці. Замок. Частина 2/Наследие. Чернокозинцы. Замок. Часть 2.

початок оповідання/начало повествования - тут.



У 1434 році починається польський етап історії Кам'янця, а в 1467 році, буквально через 30 років, в Чорнокозинцях вмирає восьмий кам'янецький єпископ. Причому очевидно, що до першої писемної згадки резиденція єпископів в Чорнокозинцях вже існувала, адже не на будмайданчику помер Микола Лабунський. Розрив між переходом Кам'янця під крило Польщі і появою єпископської резиденції в Чорнокозинцях виглядає не дуже значним, особливо якщо допустити, що резиденція могла з'явитися за десять або двадцять років до 1467 року, коли її вперше згадали в письмовому джерелі. А звідси вже рукою подати до гіпотези про появу замку в Чорнокозинцях за часів Коріатовичів.
----------
В 1434 году начинается польский этап истории Каменца, а в 1467 году, буквально через 30 лет, в Чернокозинцах умирает восьмой каменецкий епископ. Причём очевидно, что до первого письменного упоминания резиденция епископов в Чернокозинцах уже существовала, ведь не на стройплощадке умер Николай Лабунский. Разрыв между переходом Каменца под крыло Польши и появлением епископской резиденции в Чернокозинцах выглядит не очень значительным, особенно если допустить, что резиденция могла появиться за десять или двадцать лет до 1467 года, когда её впервые упомянули в письменном источнике. А отсюда уже рукой подать до гипотезы о появлении замка в Чернокозинцах во времена Кориатовичей.







Якщо на рубежі 14 і 15 століть замок там вже існував, то все виглядає просто - приходять поляки, католицькі єпископи отримують підтримку і, можливо, в якості бонуса їм віддають один з прикордонних замків на Збручі. Якщо ж пов'язувати будівництво замку з єпископами, то тут історія виглядає не так красиво, адже в цьому випадку кам'янецьких єпископам в 15 столітті (ймовірно, вже після 1434 року) потрібно було з нуля будувати замок в 20 км від Кам'янця. Загалом, поки що більш цікаво виглядає версія, згідно з якою єпископи отримали щось більш-менш готове, а не вили заміське гніздо з нуля.
——————————————
Если на рубеже 14 и 15 веков замок там уже существовал, то всё выглядит просто – приходят поляки, католические епископы получают поддержку и, возможно, в качестве бонуса им отдают один из пограничных замков на Збруче. Если же связывать постройку замка с епископами, то здесь история выглядит не так красиво, ведь в этом случае каменецким епископам в 15 веке (вероятно, уже после 1434 года) нужно было с нуля строить замок в 20 км от Каменца. В общем, пока более интересно выглядит версия, согласно которой епископы получили что-то более-менее готовое, а не вили загородное гнездо с нуля.







Цікаво також, що до 2-ї половини 14 століття столичний статус був у Бакоти і тільки в 2-ій половині 14 століття в якості столиці Поділля стали вважати Смотрич і Кам'янець. У підсумку вибір був зроблений на користь Кам'янця. Ці процеси перенесення столиці з одного місця в інше якраз припадають на епоху Коріатовичів. Можна припустити, що після того, як ближче до кінця 14 століття Кам'янець утвердився в якості столиці, могло початися будівництво замка в Чорнокозинцях і тим самим могло бути покладено початок формуванню зв'язку між Кам'янцем і Чорнокозинцями, і цим зв'язком (вже сформованої), в теорії, кількома десятиліттями опісля могли скористатися кам'янецькі єпископи.
----------
Интересно также, что до 2-ой половины 14 века столичный статус был у Бакоты и только во 2-ой половине 14 века в качестве столицы Подолья стали считать Смотрич и Каменец. В итоге выбор был сделан в пользу Каменца. Эти процессы переноса столицы из одного места в другое как раз приходятся на эпоху Кориатовичей. Можно предположить, что после того, как ближе к концу 14 века Каменец утвердился в качестве столицы, могло начаться строительство замочка в Чернокозинцах и тем самым могло быть положено начало формированию связи между Каменцем и Чернокозинцами, и этой связью (уже сформированной), в теории, несколькими десятилетиями спустя могли воспользоваться каменецкие епископы.







Правда тут виникає думка, що зв'язок цей міг існувати і раніше, в давньоруський період. Дані археологічних розкопок свідчать, що в Кам'янці існувало давньоруське укріплений пункт, хоча тоді він не вважався столицею Поділля (тоді - Пониззя), а в Чорнокозинцях в теорії могло перебувати городище. Якщо все так і було, то Коріатовичі НЕ налагоджували зв'язок між двома пунктами, а просто розвинули його, зміцнили, супроводжуючи цей процес зведенням нових фортифікацій, як в Кам'янці, так і в Чорнокозинцях.
——————————————
Правда тут возникает мысль, что связь эта могла существовать и ранее, в древнерусский период. Данные археологических раскопок свидетельствуют, что в Каменце существовал древнерусский укреплённый пункт, хотя тогда он не считался столицей Подолья (тогда - Понизья), а в Чернокозинцах в теории могло находиться городище. Если всё так и было, то Кориатовичи не налаживали связь между двумя пунктами, а просто развили её, упрочили, сопровождая этот процесс возведением новых фортификаций, как в Каменце, так и в Чернокозинцах.









Ольга Пламеницька відзначала , що ядро ​​замку в Чорнокозинцях відноситься до древніх кам'яних укріплень мисового типу, тому його появу гіпотетично можна віднести до 14 століття або навіть більш раннього періоду. При цьому, в цілому, автор зробив акцент на тому, що правильно розв'язати проблему будівельної історії подібних об'єктів можна за допомогою ґрунтовних досліджень, а, судячи з усього, у випадку з Чорнокозинцями такі дослідження не проводилися і навіть в 21 столітті основні відомості про історію замку ми змушені черпати з даних книг, написаних століття назад, не кажучи вже про те, що архітектури замку останній раз на нормальному рівні аналізувалася в книзі, виданій в 1986 році.
----------
Ольга Пламеницкая отмечала , что ядро замка в Чернокозинцах относится к древним каменным укреплениям мысового типа, потому его появление гипотетически можно отнести к 14 веку или даже более раннему периоду. При этом, в целом, автор сделал акцент на том, что правильно развязать проблему строительной истории подобных объектов можно при помощи основательных исследований, а, судя по всему, в случае с Чернокозинцами такие исследования не проводились и даже в 21 веке основные сведения об истории замка мы вынуждены черпать из данных книг, написанных век назад, не говоря уж о том, что архитектуры замка последний раз на нормальном уровне анализировалась в книге, изданной в 1986 году.







Окремо в списку джерел варто згадати статтю Івана Могитича, в якій автор датував кам'яні укріплення ядра замку (зокрема дві південні кам'яні вежі) кінцем 13 століття, пославшись на книгу Євфимія Сіцінського і статтю Ольги Пламеницької. Оскільки обидва джерела є в Мережі, ви можете переконатися, що про давньоруському минулому Чорнокозинцях Сецінський не згадував взагалі, а в статті Ольги Пламеницької немає тверджень, що кам'яні укріплення древнього ядра замку відносяться до кінця 13 століття, не кажучи вже про датування кам'яних веж замку саме цим періодом. У випадку з датуванням укріплень 2-ю половиною 13 століття виникає питання, хто їх міг тоді і в тих умовах побудувати, адже в зазначений період Поділля перебувало під контролем Золотої Орди. Загалом, датування Івана Могитича виглядає необгрунтованим, це схоже на гіпотезу, яку піднесли як факт.
——————————————
Отдельно в списке источников стоит упомянуть статью Ивана Могитича, в которой автор датировал каменные укрепления ядра замка (в частности две южные каменные башни) концом 13 века, сославшись на книгу Евфимия Сецинского [3] и статью Ольги Пламеницкой. Поскольку оба источника есть в Сети, вы можете убедиться, что о древнерусском прошлом Чернокозинцев Сецинский не упоминал вообще, а в статье Ольги Пламеницкой нет утверждений, что каменные укрепления древнего ядра замка относятся к концу 13 века, не говоря уж о датировке каменных башен замка именно этим периодом. В случае с датировкой укреплений 2-ой половиной 13 века возникает вопрос, кто их мог тогда и в тех условиях построить, ведь в указанный период Подолье находилось под контролем Золотой Орды. В общем, датировка Ивана Могитича выглядит необоснованным, это похоже на гипотезу, которую преподнесли как факт.







Замок у Чорнокозинцях був невеликий, як порівняти його з иншими сусідніми замками. Нема чого говорити про Кам'янецький замок, але і Жванецький був значно більший.
План Чорнокозинського замку являє собою приблизно довгастий чотирикутник. Довші боки його, що виходили над проваллями, були завдовжки до 80 метр., тут були мури; ширина чотирикутника з північного боку 50 м., з південного боку — 65 м.
----------
Замок в Чернокозинцах был небольшой, если сравнить его с другими соседними замками. Нечего говорить о Каменецком замке, но и Жванецкий был значительно больше.
План Чорнокозинского замка представляет собой примерно продолговатый четырехугольник. Длинные стороны его, выходившие над пропастями, были длиной до 80 метр., Здесь были стены; ширина четырехугольника с северной стороны 50 м., с южной стороны - 65 м.









На рогах замкового чотирикутника з південного боку було двоє круглих башт і між ними мур; по середині цього боку була брама. Ті башти, мур і брама не збереглися до нашого часу, а видно тільки сліди їх фундаментів. На північному боці замкового чотирикутника був великий двохповерховий будинок, що простягався на всю ширину того чотирикутника. На тому будинку із західнього боку була кругла висока башта, що ніби сторожила Збручанську долину; рештки її і тепер ще держаться на замкових руїнах. Цього двохповерхового будинка було збудовано на початку XVIII ст.
——————————————
На углах замкового четырехугольника с южной стороны было две круглых башни и между ними стена; по середине этой стороны были ворота. Те башни, стены и ворота не сохранились до нашего времени, а видно только следы их фундаментов. На северной стороне замкового четырехугольника был большой двухэтажный дом, который простирался на всю ширину того четырехугольника. На том доме с западной стороны была круглая высокая башня, будто сторожила Збручанскую долину; остатки ее и теперь еще держатся на замковых руинах. Этот двухэтажный дом был построен в начале XVIII в.







Спроба графічної реконструкції:
Художник Збігнєв Шчепанек в своїй книзі "Zamki na Kresach" (2008) запропонував такий от варіант реконструкції вигляду замку:
——————————————
Попытка графической реконструкции:
Художник Збигнев Шчепанек в своей книге "Zamki na Kresach" (2008) предложил такой вот вариант реконструкции облика замка:



У такому вигляді замок існував у 18 столітті, після того, як до старого бойового ядра (воно показано у вигляді двору, оточеного стінами) прибудували житлові корпуси.
Красива акварель і, ймовірно, єдина спроба реконструкції вигляду замку. Здавалося б, все прекрасно, але насправді це скоріше не реконструкція, а фантазія на тему. Джерел, які подавали відомості про архітектуру замка, не так вже й багато, але дивлячись на реконструкцію, у мене склалося відчуття, що автор малюнка навіть з цими крихтами інформації не знайомий. Чесно кажучи, я навіть не впевнений, чи був він в Чорнокозинцях, оскільки деякі помилки можна було допустити тільки в разі, якщо не вдалося роздивитися на місцевості.
Неправильно показана конфігурація замку, неправильно показані пропорції окремих будівель (особливо веж), багато великі і дрібні деталі, схоже, взяті зі стелі, інші (які можна побачити в наші дні), навпаки, не показані.
——————————————
В таком виде замок существовал в 18 веке, после того, как к старому боевому ядру (оно показано в виде двора, окружённого стенами) пристроили жилые корпуса.
Красивая акварель и, вероятно, единственная попытка реконструкции облика замка. Казалось бы, всё прекрасно, но на самом деле это скорее не реконструкция, а фантазия на тему. Источников, которые сообщали сведения об архитектуре замка, не так уж и много, но глядя на реконструкцию, у меня создалось ощущение, что автор рисунка даже с этими крохами информации не знаком. Честно говоря, я даже не уверен, был ли он в Чернокозинцах, поскольку некоторые ошибки можно было допустить только в случае, если не удалось осмотреться на местности.
Неправильно показана конфигурация замка, неправильно показаны пропорции отдельных строений (особенно башен), многие большие и мелкие детали, похоже, взяты с потолка, другие (которые можно увидеть в наши дни) наоборот не показаны.

















Прочитайте дані "Пам'ятників містобудування і архітектури Української РСР" і розгляньте фіксаційні плани руїн (є там же), ознайомтеся з описом замку Юзефа Ролле і Євфимія Сіцінського, придивіться до планування замчища, який можна побачити на супутникових знімках. Далі іконографія - картини 19 століття, фото Міхала Грейма. Паралельно можна вивчати численні сучасні фотографії замку, яких є маса в мережі. Думаю, що після знайомства з цими базовими джерелами у вас вже виникнуть питання до реконструкції автора, дивно тільки, що вони у самого автора не виникли.
——————————————
Прочитайте данные "Памятников градостроительства и архитектуры Украинской ССР" и рассмотрите фиксационные планы руин (есть там же), ознакомьтесь с описанием замка Юзефа Ролле и Евфимия Сецинского, присмотритесь к планировке замчища, которую можно увидеть на спутниковых снимках. Далее иконография – картины 19 века, фото Михала Грейма. Параллельно можно изучать многочисленные современные фотографии замка, коих есть масса в сети. Думаю, что после знакомства с этими базовыми источниками у вас уже возникнут вопросы к реконструкции автора, странно только, что они у самого автора не возникли.

Деяка кількість фотографій зроблених на плівку а період 80-90 років минулого століття/Некоторое количество фотографий сделанных на пленку а период 80-90 годов прошлого столетия:







































більше старих фотографій знайдете - тут/больше стаоых фотографий найдете - тут

Дві акварелі Наполеона Орди, намальовані в 1871 - 1874 роках:
Одна з них миготіла в чорно-білому варіанті в темі локалізації укріплень в Чорнокозинцях, а ось друга мені раніше на очі не потрапляла. Судячи з усього, Наполеон Орда приділив Чорнокозинцям чимало уваги, ящо вже відомо про три його роботи, присвячених цьому селу.
——————————————
Две акварели Наполеона Орды, нарисованные в 1871 - 1874 годах:
Одна из них мелькала в чёрно-белом варианте в теме локализации укреплений в Чернокозинцах, а вот вторая мне ранее на глаза не попадалась. Судя по всему, Наполеон Орда уделил Чернокозинцам немало внимания, раз уже известно о трёх его работах, посвящённых этому селу.





Малюнок Н.Орди, літографія М.Фаянса. 1860-і рр.


Джерела/источники:
Є. Сіцінський ОБОРОННІ ЗАМКИ ЗАХІДНЬОГО ПОДІЛЛЯ XIV-XVII СТ. (Історично-археологічні нариси) 1928,
zamki-kreposti.com.ua
Ольга Анатольевна Пламеницкая,
1986 г. Памятники градостроительства и архитектуры
pslava.info




ну как то так =))