m_a_d_m_a_x (m_a_d_m_a_x) wrote,
m_a_d_m_a_x
m_a_d_m_a_x

Спадщина. Шаргород. Костел/Наследие. Шаргород. Костел святого Флориана Шарого. Анонс.

Костел Флориана Шарого, открытый 3 октября 1595 года, сохранился до сегодняшнего дня с небольшими переделками. Решением Винницкого областного совета от 18 декабря 2007 года, Шаргородский историко-культурный центр духовности и согласия ( Костел Святого Флориана ХVI ст., Свято-Михайловского мужской монастырь XVIII-XIX ст., синагога XVIII ст.,), в том числе несколько историко-культурных обьектов, были выбраны победителями областного конкурса "Семь чудес Винничины".
Католицький костел Флоріана Шарого, відкритий 3 листопада 1595 року, зберігся донині з невеликими переробками. Рішенням Вінницької обласної Ради від 18 грудня 2007 р. Шаргородський історико-культурний центр духовності та злагоди (Костел Святого Флоріана XVIcт., Свято-Миколаївський чоловічий монастир XVIII-XIX ст., синагога XVIIIст.,), в числі кількох інших історико-культурних об’єктів, було визнано переможцем обласного конкурсу «Сім чудес Вінниччини».





Дмитрий Маликов пишет про костел в своём путеводителе «По восточному Подолью»: «…сохранился старинный костел Флориана, в сакристии которого висит старинный портет-парсуна. На глухом темном фоне ярко выписано лицо: крупный нос, румянец во всю щеку, огромные усищи и умный, живой взгляд; чуть приглушенный блеск золотых пуговиц на жупане, золоченая булава – символ власти. В левом верхнем углу – родовой герб «Елита» (три скрещенных копья на красном поле ) в окружении начальных букв имени и титула: «Ян Замойский, канцлер и Гетман Велький Коронный» - даты жизни – 1542-1605. В нижней части холста на светлой полосе две строчки по-латыни: «Ян Сариуш Замойский, высший военачальник и канцлер коронный, общины шаргородской основатель».
Дмитро Маликов пише про костел у своєму путівнику "Посхідному Поділлю": "... зберігся старовинний костел Флоріана, в сакристии якого висить старинный портет-парсуна. На глухому темному фоні яскраво виписана особа: великий ніс, рум'янець в усю щоку, величезні усищами і розумний, живий погляд; трохи приглушений блиск золотих гудзиків на каптані, позолочена булава -символ влади. У лівому верхньому кутку - родовий герб "Еліта" (три схрещені списи на червоному полі) в оточенні початкових букв імені і титулу "Ян Замойский, канцлер і Гетьман Коронний" - роки життя - 1542-1605. У нижній частині полотна на світлій смузі два рядки по-латині: "Ян Сариуш Замойский, вищий воєначальник і канцлер коронний, громади Шаргородьскої засновник".

Костел открыт 3 ноября 1595 года и сохранился доныне с небольшими переделками. Это – трехнефная базилика, сложенная из рваного известняка, оштукатуренная и побеленная. Фасад ее с довольно сдержанным декором и некоторой сухостью деталей имеет четкий запоминающийся силуэт – заостренные волнообразные очертания аттиков боковых нефов, повторенные в высоком среднем аттике, увенчанном небольшим полукруглым фронтоном с крестом. Интерьер обильно насыщен деталями, но все просто, все – на месте, освященное традициями. Цилиндрический свод с распалубками к окнам второго света сплошь покрыт великолепной орнаментальной росписью в духе «гротеск».
Костьол відкритий 3 листопада 1595 року і зберігся дониніз невеликими переробками. Це - трехнефная базиліка,складена з рваного вапняку, обштукатурена і побілена. Фасад її з досить стриманим декором і деякою сухістюдеталей має чіткий силует, що запам'ятовується, -загострені хвилеподібні контури аттиків бічних нефов,повторені у високому середньому аттику, увінчаномуневеликим напівкруглим фронтоном з хрестом. Інтер'єррясно насичений деталями, але все просто, все - на місці,освячене традиціями. Циліндричне склепіння з распубліками до вікон другого світу суцільно покрите прекрасним орнаментальним розписом в дусі "гротеск".

Предполагается, что роспись относится ко времени строительства костела, однако она могла быть подновлена и в 1717 году, когда костел реставрировался после долгих лет забвения. Вероятно, еще позже выполнены из тонированного алебастра четырнадцать горельефов а рамах-порталах, посвященных теме «крестного пути» и помещениях на пилонах и в боковых нефах. Они – словно иллюстрация к известному произведению для хора и органа Ф. Листа «Via Crucis» - «Четырнадцать остановок на крестном пути». Фигуры горельефов даны на живописном фоне. Обращает на себя внимание и великолепно исполненное, работы старых итальянских мастеров распятие в главном алтаре костела.
Передбачається, що розпис відноситься до часу будівництва костелу, проте вона могла підновляти і в 1717 році, коли костел реставрувався після довгих років забуття. Ймовірно, ще пізніше виконані з тонованого алебастру чотирнадцять горельєфів а рамах-порталах,присвячених темі "хресного шляху" і приміщеннях на пилонах і у бічних нефах. Вони - немов ілюстрація довідомого твору для хору і органу Ф. Листа "Via Crucis" - "Чотирнадцять зупинок на хресному путі". Фігури горельєфів дані на мальовничому фоні. Звертає насебе увагу і прекрасно виконане, роботи старих італійських майстрів розп'яття в головному вівтарі костелу.

текст взят у http://kolokray.com/uk/f/shargorod-kostel-svyatogo-floriana-sharogo.html


ну как то так =))
Tags: Винничина, костел
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments