?

Log in

No account? Create an account

m_a_d_m_a_x

Проект "Українські Архітектурні Пам'ятки. Спадщина"

*УкраинскиеАрхитектурныеДостопримечательности.Наследие * UkrainianArchitecturalAttractions.Heritage*


Previous Entry Share Next Entry
m_a_d_m_a_x

Спадщина. Київ.Троїцький Монастир/Наследие. Киев. Троицкий мужской монастырь. Взгляд с небес.

Топоним «Китаево»

Предлагались разные версии происхождения названия урочища: 1) от прозвища князя Андрея Боголюбского («Се аз великий князь Китай, нареченный во святом Крещении Андрей Юрьевич») в приписываемой ему «Грамоте Киево-Печерской Лавре» (см. ниже); 2) от тюркского «китай» в значении «крепость» – в память о древнерусском городище; 3) от скита, в качестве которого был основан монастырь (по словарю Владимира Даля, «китец» – житель скита).

переросток - https://www.4sync.com/web/get/MadMax_UA/2015/APRIL/Kitaevo_pustin/DJI00085_middle.jpg

Вехи истории

■ 16 октября 1720 г. Петр I подтвердил права Лавры на «построенный вновь на земле Печерской обители в 1716 году монастырь Малый Китаевский урочища Китаевского, которая земля в крепостях Троицкого больницкого монастыря приналежна, который монастырь построил губернатор наш Киевский князь Дмитрий Михайлович Голицын» (Свято-Троицкий больничный монастырь – автономная часть Лавры до нач. ХХ в.).


переросток - https://www.4sync.com/web/get/MadMax_UA/2015/APRIL/Kitaevo_pustin/DJI00072_middle.jpg

Описание Лавры митрополита Самуила (Миславского, †1796) называет Голицына основателем пустыни и сообщает предание, по которому на Китай-горе был когда-то загородный дом Андрея Боголюбского. Предание основано на «Грамоте Андрея Боголюбского Киево-Печерской Лавре 1159 г.», в которой князь назван «Китаем» (по одному из толкований – «Крепким»).


переросток - https://www.4sync.com/web/get/MadMax_UA/2015/APRIL/Kitaevo_pustin/DJI00073_middle.jpg

Ее текст известен по копии XVIII в.: он изобилует анахронизмами и расхождениями с древними историческими источниками (в частности, неверна исходная дата). Допуская факт пожертвований Лавре со стороны князя Андрея, митрополиты Евгений (Болховитинов, †1837) и Макарий (Булгаков, †1882) констатировали, что известный ныне список грамоты не соответствует оригиналу (по мнению современной исследовательницы Ирины Жиленко, этот текст является плодом неоднократных правок, предпринятых в Лавре с целью защиты древних привилегий в меняющихся политических условиях).


переросток - https://www.4sync.com/web/get/MadMax_UA/2015/APRIL/Kitaevo_pustin/DJI00075_middle.jpg

Тем не менее, со ссылкой на то же предание, в описании Лавры митр. Евгения князь Андрей назван уже основателем пустыни, а Голицын – «возобновителем». В более поздних описаниях (сер. XIX – нач. ХХ вв.), при разной степени доверия к преданию о Боголюбском, высказывалась уверенность, что трудам Голицына предшествовало появление в Китаево в XVII в. скита лаврских пустынножителей.


переросток - https://www.4sync.com/web/get/MadMax_UA/2015/APRIL/Kitaevo_pustin/DJI00076_middle.jpg

Историк Ольга Крайняя (2004) датирует основание скита периодом настоятельства в Лавре архимандрита Елисея Плетенецкого (1599-1624), известного строгостью своей жизни.


переросток - https://www.4sync.com/web/get/MadMax_UA/2015/APRIL/Kitaevo_pustin/DJI00078_middle.jpg

■ Домонастырское прошлое Китаева в значительной мере прояснили археологические раскопки ХХ в.: в VIII-X вв. на западном берегу ручья возникло поселение; в сер. Х в. крайняя юго-восточная часть «полуострова» была обращена в укрепленную цитадель; на стыке Х-ХI вв. на Китай-горе возвели более мощную крепость, тогда же начал функционировать могильник, где найдены как языческие, так и христианские погребения (до и после Крещения киевлян 988 г.; под тем же годом летописи сообщают об окружении Киева оборонными городами); вскоре вал и ров цитадели сровняли, и поселение превратилось в большой (площадью 40 га) ремесленный посад (многие историки XIX-ХХ вв. отождествляли с Китаевым древнерусской поры летописный Пересечин, упоминаемый под 1154 и 1161 гг.); после нашествия Батыя (1240) крепость Китай-горы не возрождалась, посад существовал до XV в.: возможно, он запустел вследствие нападений Едигея (1416) и Менгли-Гирея (1482).


переросток - https://www.4sync.com/web/get/MadMax_UA/2015/APRIL/Kitaevo_pustin/DJI00079_middle.jpg

■ В XVIII – нач. ХХ вв. и 1993-1996 гг. Китаевская пустынь являлась скитом Киево-Печерской Лавры, здесь трудились и были погребены многие подвижники (см. ниже). В 1924-1933 гг. Китаево стало организационным центром для монашеской братии, поэтапно вытесняемой советской властью из Лавры и рассеянной по разным лаврским угодьям (см. ниже). После закрытия обители, ее территорией владел Институт плодово-ягодного хозяйства.


переросток - https://www.4sync.com/web/get/MadMax_UA/2015/APRIL/Kitaevo_pustin/DJI00080_middle.jpg

В 1965 г. Китаево обрело статус памятника археологии, в 1980-х гг. была предпринята попытка организации здесь археологического заповедника. Церковное возрождение пустыни началось с праздничного богослужения в день Св. Троицы 1990 г. в храме прп. Серафима Саровского. С 1991 г. регулярные богослужения совершались в храме Св. Троицы, который до 2009 г. был приходским.


переросток - https://www.4sync.com/web/get/MadMax_UA/2015/APRIL/Kitaevo_pustin/DJI00081_middle.jpg

С 1993 г. возрождение монашеской жизни на территории обители вел назначенный из числа насельников Лавры архимандрит Пафнутий (Россоха), принявший в схиме имя Феофил (†1996) в честь прп. Феофила Киевского; для совершения богослужений по монастырскому уставу были отведены храмы свв. 12-ти Апостолов и прп. Серафима Саровского, а также пещерная церковь.


переросток - https://www.4sync.com/web/get/MadMax_UA/2015/APRIL/Kitaevo_pustin/DJI00082_middle.jpg

В 1996 г. обитель преобразована из скита в самостоятельный монастырь. В 2001 г. братией и прихожанами пустыни была разоблачена сделка администрации техникума пчеловодства, работавшего на территории обители с советских лет, по сдаче одного из корпусов в субаренду законспирированной секте «тамплиеров»; признанный нерентабельным, техникум был закрыт, а часть занимаемых им помещений возвращена монастырю (однако властными структурами до сих пор не предоставлено достойное альтернативное жилье семьям, расквартированным в жилом фонде бывшего комбината).


переросток - https://www.4sync.com/web/get/MadMax_UA/2015/APRIL/Kitaevo_pustin/DJI00083_middle.jpg

текст взят у http://kitaevo.church.ua/istoriya/


переросток - https://www.4sync.com/web/get/MadMax_UA/2015/APRIL/Kitaevo_pustin/DJI00084_middle.jpg

и взгляд на последок

переросток - https://www.4sync.com/web/get/MadMax_UA/2015/APRIL/Kitaevo_pustin/DJI00085_middle.jpg

ну как то так =)



  • 1
как туда добраться? раз пошел, так и не нашел

сейчас карту прилеплю =)


Edited at 2015-04-17 03:17 pm (UTC)

Наследие. Киев. Свято-Троицкий мужской монастырь «Кита

Пользователь valentik21 сослался на вашу запись в своей записи «Наследие. Киев. Свято-Троицкий мужской монастырь «Китаева пустынь». Взгляд с небес.» в контексте: [...] ми картинками-переростками, как всегда, ко мне - http://m-a-d-m-a-x.livejournal.com/148146.html [...]

Наследие. Киев. Свято-Троицкий мужской монастырь «Кита

Пользователь vlysenko сослался на вашу запись в своей записи «Наследие. Киев. Свято-Троицкий мужской монастырь «Китаева пустынь». Взгляд с небес.» в контексте: [...] ми картинками-переростками, как всегда, ко мне - http://m-a-d-m-a-x.livejournal.com/148146.html [...]

Чарівна Україна — Киев. Свято-Троицкий мужской монаст

Пользователь bytebuster463 сослался на вашу запись в своей записи «Чарівна Україна — Киев. Свято-Троицкий мужской монастырь «Китаева пустынь»» в контексте: [...] ми картинками-переростками, как всегда, ко мне - http://m-a-d-m-a-x.livejournal.com/148146.html [...]

  • 1