m_a_d_m_a_x

Проект "Українські Пам'ятки Архітектури. Спадщина"

*УкраинскиеАрхитектурныеДостопримечательности.Наследие * UkrainianArchitecturalAttractions.Heritage*


Previous Entry Share Next Entry
m_a_d_m_a_x

Спадщина. Одеса/Наследие. Одесса. Вагоноремонтные мастерские барона Унгерна-Штернберга.

Оригинал статьи взят с сайта dumskaya.net. Автор — Александр Гиманов.

Зажатая между Воронцовкой и Ближними Мельницами промышленная территория, на которой догнивают останки флагмана тяжелого краностроения Советского Союза, удалена от всех известных туристических маршрутов города.

Железнодорожные пути делят территорию "Январки" на две части


Вместе с тем, Главные железнодорожные мастерские, которые располагались здесь с середины XIX века, являются неотъемлемой и важной частью истории становления Одессы как промышленного центра.

Место обрушения старых корпусов. Стены уже демонтированы


Недавний инцидент с обрушением дореволюционного здания на железнодорожное полотно, результатом которого стало распоряжение о сносе исторических объектов, может привести к окончательной утрате настоящего памятника.



На фоне этого комплекса меркнет меркнет даже такая архитектурная жемчужина, как Красная мельница Вайнштейнов.

В результате пожара 2011 года корпуса мастерских были практически уничтожены


Речь идет о вагоноремонтных мастерских барона Унгерна-Штернберга.



Карл Карлович Унгерн-Штернберг — представитель древнего шведского рода, ведущего свою родословную едва ли не от Аттилы. Он являлся камергером императорского двора.



Именно ему была поручена роль строителя первой железнодорожной ветки в диких степях Херсонской губернии — от Одессы до Паркан. Позже барон строил другие ветки: Кишиневскую, Балто-Елисаветградскую, связал Одессу с Кременчугом, а потом и с Харьковом, построил первый мост через Днестр в Бендерах.



Одесситам же он подарил мост на Молдаванке, прозванный «Бароновским», но впоследствии ставший Горбатым.
Торжественная закладка Одесско-Парканской железной дороги состоялось 4 мая 1863 года, а длина первого участка, соединившего Одессу с Балтой, составила 222 с половиной версты.



Летом того же года неподалеку от Конной площади были возведены вагоноремонтные корпуса и здание первого одесского вокзала (сейчас станция «Одесса-Товарная»).



В конце 19-го века вокзал и его расположение перестали устраивать пассажиров, и с разрешения императора новое здание построили ближе к центру города.



Сейчас же, согласно новому Генплану, главный вокзал собираются опять перенести в район Застав.



Архитектором вагоноремонтных корпусов стал Аркадий Дмитриевич Тодоров, чей талант зодчего максимально раскрылся в строительстве общественных и промышленных зданий. Корпуса Нового рынка, Алексеевская церковь, скотобойни на Пересыпи и многие другие одесские здания украшают наш город благодаря Тодорову.



В 1930 году Главные железнодорожные мастерские были реорганизованы в краностроительный завод им. Январского восстания.

Железные части понемногу распиливают на металлолом


Тут был сконструирован и изготовлен первый паровой шеститонный кран на железнодорожном ходу «Январец-1», а в годы Великой Отечественной войны выпускали легендарный танк «На испуг».



В советские времена завод создавал и поставлял краны в 47 стран мира.

Ажурные винтовые лестницы уцелели


Ежемесячно он выдавал на-гора не менее семи десятков тяжелых подъемных механизмов.



В годы независимости предприятие подверглось рейдерской атаке, и сегодня почти не функционирует.



Любопытна судьба краяновского памятника Ленину, встречавшего и провожавшего рабочую смену «Январки».
Скульптуру «спас» владелец американского ресторана Goff's Hamburgers Харви Гофу, выкупив ее за 500 долларов и украсив статуей вход в свой общепит в Далласе. На постаменте он выбил слова «America’s Won».



Но вернемся к «Краяну» Новые заводские цеха «незаметно» для Фонда госимущества превратились в склады одного известного владельца сети продуктовых магазинов.





И им еще повезло. Старые корпуса, находящиеся севернее железнодорожной ветки, распиливают на металлолом.





15 октября 2011 самые старые цеха завода запылали. Пять пожарных расчетов несколько часов тушили памятник архитектуры и самоотверженно вынесли из-под обваливающейся и пылающей крыши десять баллонов с кислородом, которые использовались для резки металлических конструкций.







В середине марта этого года стена одного из дореволюционных корпусов рухнула на железнодорожное полотно, заблокировав движение на оживленном участке и повредив электропоезд «Интерсити».









Сумма материального ущерба, понесенного ОЖД, составила более 200 тысяч гривен. Что потеряет в итоге Одесса — можно только догадываться.







Апокалипсис Январского восстания




Мимо бетонных остовов, которые могут рухнуть в любой момент, проносятся пассажирские поезда












Автор — Александр Гиманов.

ну и на последок, несколько своих фотографий:


переросток - https://www.4sync.com/web/get/MadMax_UA/2010-13/Odessa_july/IMG_1968_1977.jpg


переросток - https://www.4sync.com/web/get/MadMax_UA/2010-13/Odessa_july/1_6_copy.jpg



ну как то так =))

  • 1

Одесса. Вагоноремонтные мастерские барона Унгерна-Ште

Пользователь vakin сослался на вашу запись в своей записи «Одесса. Вагоноремонтные мастерские барона Унгерна-Штернберга.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Наследие. Одесса. Вагоноремонтные мастерские барона Унгерна-Штернберга. [...]

Интересное место. Жаль, что уходит в небытие.

Интересуюсь всем, что связано с железной дорогой. Неоднократно бывал в Одессе. А этого не видел. Надо будет обязательно съездить. И прекрассный пример хорошей индустриальной фотографии

попасть на территорию сложно и как правило нелегально, но, этого стоит =)))...

Хм, а от мені будівлі ці знайомим видаються. Як їдеш до Одеси (з Києва), то на під'їзді до вокзалу потяг проходить повз них, може бути?
Дякую за пост)

так оно и есть,

Edited at 2015-04-02 05:43 pm (UTC)

Значить я не помилився. Спасибі за карту. Ех, прикро-прикро. Та ситуація непоодинока. Дуже характерна для пам'яток промислової архітектури в Україні, особливо, які не функціонують вже.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account