m_a_d_m_a_x

Проект "Українські Пам'ятки Архітектури. Спадщина"

*УкраинскиеАрхитектурныеДостопримечательности.Наследие * UkrainianArchitecturalAttractions.Heritage*


Previous Entry Share Next Entry
m_a_d_m_a_x

Спадщина. Ділове. Це́рква Різдва́ Пресвято́ї Богоро́диці/Наследие. Деловое. Деревянная церковь.



Це́рква Різдва́ Пресвято́ї Богоро́диці — дерев'яна церква, яка знаходиться у селі Ділове, Рахівського району, Закарпатської області. Розташована за кілька кілометрів від українсько-румунського кордону, вона є унікальною пам'яткою народного дерев'яного будівництва та справжнім національним культурним надбанням. Двозрубна тридільна святиня, в якій бабинець, нава і вівтар мають однакову ширину.
—————
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - деревянная церковь, которая находится в селе Деловое, Раховского района Закарпатской области. Расположена в нескольких километрах от украинской-румынской границы, она является уникальным памятником народного деревянного строительства и настоящим национальным культурным достоянием. Двухсрубная трехдольная святыня, в которой бабинец, неф и алтарь имеют одинаковую ширину.











Перша згадка про храм Різдва Пресвятої Богородиці належить до 1750 року. Цю дату не спростовує і запис у єпископських документах 1801 року: «Требушани мають церкву дерев'яну, деякими роками давніше від ерара (ввід держави) создану содійствієм вірників». Побутує також версія про давніше походження церкви. Легенда розповідає, що дуже давно в урочищі Малий Подерей стояла каплиця. Під час бурі у каплицю влучила блискавка, і дзвін покотився вниз. Там, де він зупинився, збудували із смерекових брусів теперішню церкву. Дерево заготовлювали в лютому, поки воно не набрало води. Кору знімали навесні і дерево не звозили на місце спорудження,поки не висохло. Так досягалася тривкість деревини.
—————
Первое упоминание о храме Рождества Пресвятой Богородицы принадлежит к 1750 году. Эту дату не опровергает и запись в епископских документах 1801 года: «Требушаны имеют церковь деревянную, некоторыми годами раньше от эрара (ввод государства) созданую содействием верующих». Существует также версия о более древнем происхождение церкви. Легенда рассказывает, что очень давно в урочище Малый Подерей стояла часовня. Во время бури в часовню попала молния, и звон покатился вниз. Там, где он остановился, построили из еловых брусьев нынешнюю церковь. Дерево заготавливали в феврале, пока оно не набрало воды. Кору снимали весной и дерево не свозили на место сооружения, пока не высохло. Так достигалась прочность древесины.











У радянську добу в 1949 році церкву було закрито і вона потроху занепадала, два дзвони вдалося заховати в Хмелеві., а в другій половині 1960-х років церкву підремонтували і відкрили в ній краєзнавчий музей. Упродовж наступних десятиріч церкву двічі перекривали драницею, вона то занепадала, то знову оновлювалася. У всякому разі, статус музею врятував церкву і вберіг від переробок. Наприкінці 1970-х музей занепадає, церква починає руйнуватися, знищено старий цвинтар довкола неї.
—————
В советское время в 1949 году церковь была закрыта и она понемногу приходила в упадок, два колокола удалось спрятать в Хмелеве., А во второй половине 1960-х годов церковь подремонтировали и открыли в ней краеведческий музей. В течение следующих десятилетий церковь дважды перекрывали драницею, она то приходила в упадок, то снова обновлялась. Во всяком случае, статус музея спас церковь и уберег от переделок. В конце 1970-х музей приходить в упадок, церковь начинает разрушаться, уничтожают старое кладбище вокруг нее.













Це одна з небагатьох церков, що має збережений первинний інтер'єр. Основний об'єм — видовжена базиліка під двосхилим дахом з низькою баштою, вкритою шатром з маківкою. Повністю збережено ґанок з різьбленими стовпчиками і трикутним дашком, влаштованим на випущених брусах. Вище — великий трикутний фронтон. Своєрідними є голосниці башти у формі чотирьох аркових віконець з кожного боку. Масивний видовжений базилічний об'єм має низьку квадратну вежу, вкриту поширеним на Рахівщині чотирисхилим шатром з главкою.
Церква оточена вузьким піддашшям. Стіни будівлі з ялинових брусів опираються на дубові підвалини. Дзвіниця церкви за своїми архітектурними і художніми якостями є одним із найдосконаліших витворів гуцульської народної архітектури.
—————
Это одна из немногих церквей, что имеет сохраненный первоначальный интерьер. Основной объем - удлиненная базилика под двускатной крышей с низкой башней, покрытой шатром с куполом. Полностью сохранено крыльцо с резными столбиками и треугольным козырьком, устроенным на выпущенных брусьях. Выше - большой треугольный фронтон. Своеобразны голосници башни в форме четырех арочных окошек с каждой стороны. Массивный удлиненный базиличний объем имеет низкую квадратную башню, покрытую распространенным на Раховщине четырехскатным шатром с главкой.
Церковь окружена узким навесом. Стены здания из еловых брусьев опираются на дубовые устои. Колокольня церкви по своим архитектурным и художественным достоинствам является одним из самых совершенных произведений гуцульской народной архитектуры.











У 1995 році, напередодні Великодня, церкву повернули греко-католикам, тоді й відбулася перша служба та освячення храму, який пересвятили з Успенського на Різдва Богородиці. Гонтове кожухування стін церкви і вежі, а також дах і піддашшя церкви повністю ремонтовані між 2006 та 2008 роками.
—————
В 1995 году, накануне Пасхи, церковь вернули греко-католикам, тогда и состоялась первая служба и освящение храма, пересвятили его из Успенского на Рождества Богородицы. Гонтовое кожухувание стен церкви и башни, а также крыша и чердак церкви полностью отремонтированы между 2006 и 2008 годами.











Церква стоїть в центральній частині Ділового, 180 метрів на північ від головної дороги, 30 метрів на південний захід від мурованої церкви, біля перехрестя вулиць. Прицерковна територія оточена дерев'яною огорожею. Опікуються відновленням церкви голова церковного комітету Михайло Пріц та священик з Рахова Василь Носа. З ремонтом допоміг директор лісокомбінату Василь Брехлічук.
—————
Церковь стоит в центральной части Делового, 180 метров к северу от главной дороги, 30 метров к юго-западу от каменной церкви, возле перекрестка улиц. Прицерковная территория окружена деревянной оградой. Занимаются восстановлением церкви председатель церковного комитета Михаил Приц и священник из Рахова Василий Носа. С ремонтом помог директор лесокомбината Василий Брехличук.









1993


Джерела/источники:
decerkva.org.ua
wikipedia.org
derev.org.ua
pslava.info
wikimapia.org
dilovebiblioteka.blogspot.com

Якщо Ви маєте бажання, і найголовніше маєте на це можливість, то можете приєднатися до фінансування проекта. Нам дуже приємна і дорога Ваша підтримка. Моя карта Приватбанку (5363 5426 0205 1337). Для підтримки друзями з поза меж України, доларова карта (5168 7423 3624 9143).

Дякую всім не байдужим до нашої Архітектурної Спадщини і нашого проекту "Архітектурні Пам'ятки Украіїні. Спадщина.”.
—————
Если Вы имеете желание, и самое главное имеете на это возможность, то можете присоединиться к финансированию проекта. Нам очень приятна и дорога Ваша поддержка. Моя карта Приватбанка (5363 5426 0205 1337). Для поддержки друзьями из за пределов Украины, долларовая карта (5168 7423 3624 9143).

Спасибо всем не равнодушным к нашему Архитектурному наследию и нашему проекту"Архітектурні Пам'ятки Украіїні. Спадщина.”.


Також допомогти проекту "Українські Пам'ятки Архітектури. Спадщина" ви можете через систему PATREON./
Также помочь проекту "Украинские Памятники Архитектуры. Наследие" вы можете через систему PATREON.




ну как то так =))

?

Log in

No account? Create an account