m_a_d_m_a_x

Проект "Українські Пам'ятки Архітектури. Спадщина"

*УкраинскиеАрхитектурныеДостопримечательности.Наследие * UkrainianArchitecturalAttractions.Heritage*


Previous Entry Share Next Entry
m_a_d_m_a_x

Наследие. Соседи. Беларусь. Костёл св. Михаила Архангела в Гнезно.

Оригинал взят у proofreader_z в Костёл в Гнезно
09.07.09 005.jpg

Речь конечно же не о древней столице Польши, а о центре сельсовета в Волковысском районе
Гродненской области, здесь: https://yandex.ru/maps/-/C6AjAIOH

09.07.09 006.jpg

В Беларуси немало готических костёлов, выстроенных в открытой кладке из кирпича, красного и не
только, но то всё Неоготика XIX - XX веков. Здесь же мы видим единственного представителя стиля
поздней Ганзейской или Кирпичной готики начала XVI века. Конечно, стиль сей отметился в то время
и в замках, и в православных церквях, но костёл такой в республике один единственный.

09.07.09 009.jpg

В некоторых арках и карнизах этого в общем готического здания ищут и находят мотивы уже
Ренессанса, что и справедливо, и не удивительно, ибо закладывалось оно  буквально через
несколько лет после смерти Леонардо и Рафаэля,  в эпоху, когда даже в Московии уже вовсю
творили итальянцы, а о Польше и Великом Княжестве Литовском - и говорить нечего.

09.07.09 001.jpg

Говорят, известный историк Теодор Нарбут относил возникновение Гнезно к ещё дохристианским
временам, хотя впервые упоминается оно только где-то в XV веке и поначалу именовалось типа
"Гнезная" или "Гнездо". Там имелся деревянный храм, возведённый на когда-то месте языческого
святилища, жертвенные камни которого находили при работах XIX века.

09.07.09 002.jpg

Когда поместье принадлежало роду Шеметов, храм после пожара был заменён кирпичным.
Ктиторами его называют супругов Яна и Эльжбету (заложен в 1524, освящён в 1527). А в 1555 г.
хозяином тут стал Иероним Александрович Ходкевич, женившийся на Анне Шемет (Anna Szemiot).
Будучи выходцем из православной семьи (отец его основал знаменитый Супрасльский монастырь),
Иероним где-то в 1530-х перешёл в католичество, ездил с посольством к папе и императору и даже
получил наследственный титул графа Священной Римской империи, что однако не удержало его
от скорого (1550-е гг.) перехода в кальвинизм.

09.07.09 004.jpg

Тогда-то здешний костёл был обращён в кальвинистский собор и оставался таковым до 1643 года.
Бытует мнение, что весьма широкая популярность новой религии у тогдашней знати ВКЛ проистекала из стремления противопоставить себя как наступавшей православной Московии,
так и католической Польше, объединение с которой радовало далеко не всех литовских магнатов.
Однако, высокие темы может и не были столь важны. Сказывают, что И.А.Ходкевича подвигло
в кальвинизм всего по большей части желание досадить жене, ревностной католичке,
с которой он банально поссорился ...

09.07.09 007.jpg

Википедия называет Иеронима победителем московитов "в сражении у Вендена" (нынешним
туристам больше известного как Цесис), якобы приключившемся в 1560 году. Однако я что-то не
припомню таковой победы. Скорей даже наоборот, вроде бы тогда именно русские разграбили
Венден и сожгли.
Может  ВИКИ просто путают Иеронима с сыном Яном?, а год - с 1578-м, в котором московиты
действительно нарвались на позорное поражение, и тот Ян вроде бы имел какое-то
отношение к кампании ..?..

09.07.09 010.jpg

Остаётся добавить, что внуком Иеронима (и сыном Яна) был выдающийся литовский полководец,
столь нежно любимый российскими патриотами, Ян Кароль Ходкевич. Славный победитель шведов
и турок, чуть было не  отнявший у Минина с Пожарским Москву в 1612-м.
Но то, уже совсем другая история...

09.07.09 011.jpg

Костёл представлет собой вытянутое по продольной оси пятигранное здание с
башней у западного фасада. Алтарная часть в самостоятельный объём никак
не выделена. Стены по отношению к пролёту довольно тонкие, но усилены
контрфорсами, что вполне в духе готики.

2.jpg

Стены около 1 метра толщиной, выложены из кирпича 28х13.5х7 см,
перевязка готическая (она же польская или верстовая),
фундамент валунный и смешанный заложен на 2 м:

3.jpg

В связи с отсутствием перевязки кладки, некоторые авторы считают башню
пристроенной позже и реконструируют изначальный костёл без неё, тем не
менее признаваая, что кирпич там и там одинаковый. Но ведь разновысокие
части могли делаться без перевязки не только из-за их разновременности,
но и в расчёте на разную осадку этих частей в будующем.
В "Своде памятников" публиковали такой вот разрез. Но что-то уж больно окна у
него совсем не стрельчатые:

3.jpg

По описи 1679 года костёл имел крышу, крытую гонтом, и плоский деревянный
потолок, который поддерживали 12 деревянных же  столбов. Упоминаются также
дощатые хоры и пол. Однако пишут, что над окнами под штукатуркой есть следы
распалубок, по размерам которых исследователи предполагают наличие в
прошлом готических нервюрных сводов на шести  каменных опорах, стоявших
по осям контрфорсов продольных стен.

09.07.09 012.jpg

Высказывались даже мнения, что замена сводов деревянным потолком была
вызвана не столько техническими разрушениями, сколько "идеологическими
соображениями", дескать кальвинисты, новые хозяева, воспринимали
готические своды как наследие католицизма и стремились придать интерьеру
более светский зальный характер.

09.07.09 013.jpg

Пишут, окна по началу были только с юга и в косых алтарных гранях, а глухой
северный фасад называют "традиционным для местной костёльной готики".
Уж не ведаю, где основания для столь широких обобщений, но относительно
неплохо исследованный костёл в Ишколди окон с севера тоже не имеет, хотя
там именно глухая стена, а в Гнезно - стрельчатые ниши по форме окон.
Восточная ниша переделана в окно вроде где-то в конце XVIII века.

09.07.09 015.jpg

Архангел Михаил, во имя которого освящён храм:

09.07.09 014.jpg

Похоже, фото до закрытия костёла и возможно зеркально перевёрнуто:

0.jpg

Костёл сильно пострадал в Северную войну и восстанавливался с 1718 года
ксёндзом Гарбовским и арендатором имения Трапинским.

Во время большого пожара 1839 года по-видимому обвалилась башня, ибо в
описях "до" высота её значится свыше 30 метров, а "после" - около 20. В  годы
послепожарного восстановления (на средства помещика Тарасевича) восточнее
алтарной стены замуровали вход в крипту, находившуюся под храмом.

К южному фасаду в 1787 году примкнул небольшой объём, который одни
называют "притвор", а другие - "сакристия" (или "ризница"), но и первое вполне
похоже на правду, ибо в уже в описи 1679 года в храме значилось два входа,
а с другой стороны - назначение этого помещения могло меняться со временем.

Притвор разобрали после того же пожара, от чего у Наполеона Орды (18650-е) он отсутствует:

5.jpg

А в 1876 соорудили новый притвор (или всё же сакристию..?), пятигранный, "архитектура" которого
имела будто бы какие-то "элементы псевдорусского стиля", хотя на фото 1920-х годов я вижу только
пояса аркатуры, больше смахивающей на нечто романское.
Тем не менее, сие оккупантское наслоение было патриотично заменёно нынешним кубиком в
польский период, когда проводилась реставрация по проекту архитектора Тадеуша Плюцинского
(1931-1932). При этом западный щипец храма стал ступенчатым, а верх башни получил карниз и
ступенчатые консоли, как на фасадных контрфорсах, чего при Н.Орде вроде как не было.


1.jpg

А в 1968 году родная Партия отдала костёл под склад здешнему совхозу, и накануне перестройки
здание выглядело как-то так. Видимо к 1986-му строители коммунизма с того склада уже всё украли,
и крыша стала типа не актуальна:

4.jpg

Костёл вернули католикам в 1989 (или 1990). Похоже, интерьер они восстановили довольно таки
близко к старинному. .

09.07.09 008.jpg

Говорят, огромную заалтарную Сикстинскую Мадонну" написал некий местный самоучка, причём
ухитрился сотворить сие чуть ли не в 2-комнатной хрущёвке

09.07.09 016.jpg

Вокруг храма ещё как-то уцелели некоторые надгробия и часовня.

09.07.09 017.jpg

09.07.09 018.jpg

А менее чем в трёх сотнях метров река Рось тихонько несёт свои воды в Нёман,
такая же приятная, как и в 1910 году ...

р.jpg


  • 1
Интересно! Спасибо!))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account