m_a_d_m_a_x

Проект "Українські Пам'ятки Архітектури. Спадщина"

*УкраинскиеАрхитектурныеДостопримечательности.Наследие * UkrainianArchitecturalAttractions.Heritage*


Previous Entry Share Next Entry
m_a_d_m_a_x

Наследие. История древнего Киева в свидетельствах средневековых хронистов и путешественников.

Оригинал взят у maximus101 в История древнего Киева

Довольно интересная информация, не плохо иллюстрированная рисунками и гравюрами, на которую хотелось бы услышать отклик украинских историков и людей занимающихся историей Киева

История древнего хазарского города Самватаса, тюркского Манкермана или, говоря проще,  древнерусского Киева в свидетельствах средневековых хронистов и путешественников. Здесь я собрал некоторые упоминания о Киеве, относящиеся к самому темному периоду его истории, а именно к 13-16 векам, когда город был почти полностью покинут населением, и все его храмы стояли в руинах.

Рашид-ад-дин «Истории царевичей Дешт-и-Кипчака»
«Царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа Черных шапок и в 9 дней взяли большой город русских, которому имя Манкеркан (Киев)»

О штурме Киева монголами в 1240 г. Манкеркан (Манкерман), в переводе с тюркского, буквально означает «хвалимый город»

ПЛАНО КАРПИНИ,
ИСТОРИЯ МОНГАЛОВ, ИМЕНУЕМЫХ НАМИ ТАТАРАМИ

«они пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен почти ни на что: едва существует там двести домов, а людей тех держат они в самом тяжелом рабстве.»

Руины неизвестного собора в Киеве. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г. (кликабельно)



ШЕРЕФ-АД-ДИН ЙЕЗДИ
КНИГА ПОБЕД ЗАФАР-НАМЭ

«Направляясь против правого крыла улуса Джучи-хана, он (Тимур) двинулся в ту беспредельную степь к реке Узи (Днепр) и в сторожевой отряд назначил эмира Османа, который, взяв проводников, отважно отправился в путь. Дойдя до реки Узи, он в местности Манкерман (Киев) ограбил Бек-Ярык-оглана и некоторых из находившихся гам людей улуса узбекского и большую часть их покорил, так что лишь немногие и то с одной только лошадью смогли спастись....... Повернув от реки Узи, Тимур счастливо направился на русских.»

Свидетельство о походе Тимура летом 1395 г. вглубь земель Золотой Орды. Интересно, что персидский хронист считает земли Манкермана (Киева)  - "узбекским улусум", и только после его разгрома Тимур направляется на русских - «Повернув от реки Узи, Тимур счастливо направился на русских.» Это подтверждает то, что Киев находился под непосредственным управлением ордынцев.

И еще одно свдетельсво о походе Тимура на Манкерман от другого хрониста.
«Книга побед» Низам-ад-Дина Шами
«Преследуя правое крыло войска врагов в сторону реки Узи, Тимур снова повел войско в набег и, дойдя до местности Манкерман в стороне реки Узи, разграбил область Бек-Ярыка и все хозяйство их, кроме немногих, которые спаслись… Тимур направился к городу урусов по имени Машкав (Москва) и, сделав набег на все те области, разграбил (их); воины взяли бесчисленную добычу»

Руины Золотых ворот Киева. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.


Золотые ворота и Ярославов вал. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.


АМБРОДЖО КОНТАРИНИ
ПУТЕШЕСТВИЕ В ПЕРСИЮ

«1 мая [1474 г.] мы приехали в город, именуемый Киев или Маграман, который находится вне Нижней России. Этим городом управлял некий пан Мартин, поляк-католик. Узнав от королевских проводников о моем приезде, он дал мне весьма жалкое помещение, что, впрочем, соответствовало той стране, и основательно снабдил меня продовольствием.

Город стоит у границ с Татарией; в нем собирается некоторое количество купцов с пушниной, вывезенной из Верхней России; объединившись в караваны, они идут в Каффу, однако часто бывают захвачены, как бараны, татарами. Город изобилует хлебом и мясом. Образ жизни у тамошних обитателей таков: с утра и до трех часов они занимаются своими делами, затем отправляются в корчмы и остаются там до ночи; нередко, будучи пьяными, они устраивают там драки.»

Руины церкви св.Феодора Тирона (предположительно), Федоровского монастыря. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.


Руины Св.Софии. Юго-Западная башня. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.


СИМЕОН ЛЕХАЦИ
ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

«Говорят, во время войн в великом Манкермане (в Киеве) на войну выступали 500 душ армян – храбрых богатырей, а ныне остались всего лишь четыре армянские семьи. Однако много лавок, вакуфных домов, мельниц, полей, бахчей и прочего остается еще в руках армян. Львовские господа послали иереев также и туда (То есть в Манкерман) и в Луцк, дают им олофе и содержат [церкви] в благоустроенном состоянии.
Есть и другие древние города, в которых живут армяне, как Пелза, Вилна, Володимир и другие села, которые уничтожены, видны только их остатки, а почему [уничтожены], не знаю. Полагаю, что за грехи или из-за проклятия святых отцов, ибо все народы растут и умножаются, а мы исчезаем и уменьшаемся. Горе мне!»

Руины киевских храмов, возможно галерей Св.Софии. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.





Московский свод (стр. 330, 6992 г.)
2 сентября 1483 г. к Киеву подошел крымский хан Менгли Гирей с большим войском «и град Кыев взя и огнем пожегл, а воеводу кыевского, пана Ивашка Хотковича, изымал».

РЕЙНГОЛЬД ГЕЙДЕНШТЕЙН Описание Kиeвa 1596 года.
«Остались однако памятники прежнего величия: стена кругом города, а в ней ворота старинной структуры все позлащенные и так высокие, что две повозки (wlocznie), поставленные одна на другую, не достигают их вершины. В самом городе не мало уничтоженных храмов, которые все были греческого обряда. Остался доселе один из них св. Coфиu, но и то в таком жалком виде, что богослужение в нем не совершается. Должно быть — он стоит огромных сумм. Еще и теперь видны следы огромности и пышности; весь храм покрыт мозаикою наподобие храмов константинопольских и венецианских. Структурою и искусством в работе не уступает ни одному из них. Притвор и колонны из порфира, мрамора и алебастра. В таком однако запущении это прекрасное здание, что кровли на нем нет, и он все более и более близится к уничтожению, хотя все неприятели щадили его ради его особого изящества.

Есть еще и иные памятники и развалины. Огромные валы и стены свидетельствуют, что город — должно быть когда-нибудь был очень многолюден и велик. Земля плодородна. Климат теплее, чем в Кракове или во Львове, так что все раньше растет и дозревает. Нынешний город Киев находится не в старых стенах, но несколько пониже у Днепра и не похож на старый Киев.

Над городом господствует деревянный замок, но не стоит названия замка. Он совсем заброшен, и почти совершенно сгнил.»

Руины Киева. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.


Руины Десятинной церкви.


АНДРЕАС ЦЕЛЛАРИЙ
ОПИСАНИЕ ПОЛЬСКОГО КОРОЛЕВСТВА

«Киев был некогда обширным и великолепным городом, об этом свидетельствуют и развалины стен, окружающие его на расстоянии почти 8 миль и великолепный в нем храм, в котором показывают громадные пещеры, заключающие в себе многие нетленные, хотя и высохшие, тела. Хотя эти тела и сухи, но они не черны и похожи по цвету на человеческое тело, а потому возбуждают удивление во всяком наблюдателе. Жители предполагают, что это тела мучеников, к которым, будто бы вследствие произнесенного заклятия, никогда не могут подступить татары; и хотя часто татары пытались сделать это, но всегда были прогоняемы от этого места, без всякой человеческой помощи, будучи по божественной воле объяты ужасом. Говорят также, что под одним из вышеупомянутых сводов положено тело некоей девицы, покрытое саваном, т. е. тончайшим и прозрачным полотном, имеющее длинные желтые волосы и нисколько не поврежденное, так что все члены его можно видеть и осязать. Жители думают, что это мощи св. Варвары; но история жизни ее совершенно несогласна с этим, в чем может убедиться всякий, прочитавший житие св. девы. В том же храме можно видеть еще колонны, все вылитые из меди, как передает это один киевский пастор, августинского исповедания, происходящий из знаменитой в Литве фамилии Пацев (Patziorum). Он же говорит, что от Киева до Смоленска существуют подземные проходы, и та их часть, которая проходит под самым течением Днепра, во всю его ширину, имеет литые своды; из чего можно заключить, сколько труда и сколько издержек потребовалось для подобного сооружения, и сколь велико было прежнее великолепие Kиева. Говорят, что главными соорудителями этих переходов были итальянские купцы. По слухам, Генуезцы еще недавно просили позволения устроить там рынок”. — Это сообщает Мюллер под 1585 годом.»

Прием Янушем Радзивиллом послов Богдана Хмельницкого. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.


Киево-Печерская лавра. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.


ИОАНН ГЕРБИНИЙ
БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КИЕВСКИЕ ПЕЩЕРЫ ИЛИ КИЕВ ПОДЗЕМНЫЙ

«Несправедливо мнение польского писателя Флора, утверждающего будто пещеры тянутся под руслом Днепра и простираются до Чернигова, Смоленска, Москвы и Печоры. Пещеры киевские не так глубоки, чтобы проходить под руслом Днепра; а поименованные города отстоят на таком пространстве от Киева, что поверит самой возможности существования подземного хода на таком протяжении — нелепо. Также невероятно и противно свидетельству очевидцев уверение Флора и Фрелихия (in Viatorio), что пещеры русские выложены медью. Ибо где взять столько меди, чтобы выложить ею пещеры, простирающиеся на 100 немецких миль. Удивляюсь ученым мужьям!»

Собор Св.Софии. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.



Руины Золотых ворот Киева в 19 веке.





продолжение будет завтра тут - http://m-a-d-m-a-x.livejournal.com/254242.html

?

Log in

No account? Create an account